№5, 1971/Коротко о книгах

Современная кабардинская поэзия

З. М. Налоев, Послевоенная кабардинская поэзия (1945 – 1956), «Эльбрус», Нальчик, 1970, 156 стр.

Одна из особенностей кабардинской советской литературы (как, впрочем, и других так называемых младописьменных литератур) состоит в том, что в ней наблюдается известная жанровая диспропорция – на всех ее этапах ведущее место принадлежало поэзии.

Эта диспропорция сохранилась и в послевоенные годы, несмотря на успешное развитие кабардинской прозы и драматургии. Этот период оказался весьма плодотворным для кабардинской поэзии: в ней интенсивно формируется и развивается лирика, ставшая наиболее распространенной художественной формой. Творчество таких поэтов, как Али Шогенцуков, А. Кешоков, Адам Шогенцуков, Б. Куашев, а также молодых поэтов отражает в себе важнейшие черты современного литературного процесса Кабарды.

Чтобы показать достижения современной кабардинской поэзии, З. Налоев делает необходимый экскурс во всю ее историю. Автор исследует, чем обусловлено преобладающее развитие поэзии уже в момент становления национальной литературы, и указывает на следующие обстоятельства: отсутствие книжно-литературного опыта, необходимого для возникновения прозы и драматургии, авторитет и могущество фольклорной традиции народа.

З. Налоев начинает свою книгу несколько неожиданно – рассуждениями о том, как была воспринята кабардинским читателем новая послевоенная лирика А. Кешокова, и в связи с ней ставит проблему «писатель – читатель». Отношения писателя и читателя – немаловажная эстетическая и общественная проблема для всех младописьменных народов.

Цитировать

Алиева, А. Современная кабардинская поэзия / А. Алиева // Вопросы литературы. - 1971 - №5. - C. 222-223
Копировать