Современная кабардинская поэзия
З. М. Налоев, Послевоенная кабардинская поэзия (1945 – 1956), «Эльбрус», Нальчик, 1970, 156 стр.
Одна из особенностей кабардинской советской литературы (как, впрочем, и других так называемых младописьменных литератур) состоит в том, что в ней наблюдается известная жанровая диспропорция – на всех ее этапах ведущее место принадлежало поэзии.
Эта диспропорция сохранилась и в послевоенные годы, несмотря на успешное развитие кабардинской прозы и драматургии. Этот период оказался весьма плодотворным для кабардинской поэзии: в ней интенсивно формируется и развивается лирика, ставшая наиболее распространенной художественной формой. Творчество таких поэтов, как Али Шогенцуков, А. Кешоков, Адам Шогенцуков, Б. Куашев, а также молодых поэтов отражает в себе важнейшие черты современного литературного процесса Кабарды.
Чтобы показать достижения современной кабардинской поэзии, З. Налоев делает необходимый экскурс во всю ее историю. Автор исследует, чем обусловлено преобладающее развитие поэзии уже в момент становления национальной литературы, и указывает на следующие обстоятельства: отсутствие книжно-литературного опыта, необходимого для возникновения прозы и драматургии, авторитет и могущество фольклорной традиции народа.
З. Налоев начинает свою книгу несколько неожиданно – рассуждениями о том, как была воспринята кабардинским читателем новая послевоенная лирика А. Кешокова, и в связи с ней ставит проблему «писатель – читатель». Отношения писателя и читателя – немаловажная эстетическая и общественная проблема для всех младописьменных народов.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.