№12, 1979

Слагаемые стиля

Какими словами разумнее всего напутствовать молодых – «идущих вослед»? Может быть, здесь подойдет то «умное наставление», которое дал юному Чичикову его отец перед поступлением сына и наследника в городское училище? «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь».

Узкопрактическая польза такого напутствия, к сожалению, иногда обнаруживается и в наши дни. Но хотя, по словам Э. Межелайтиса, «стезя критика полна соблазнов», этот соблазн, во всяком случае, не специфичен именно для работников нашего «цеха».

И я бы хотела коснуться здесь некоторых профессиональных соблазнов, которые могут встать и перед честным, правильно мыслящим и полным добрых намерений работником литературно-критического фронта.

Думаю, что один из источников таких соблазнов – это зыбкость критериев, определяющих «видовые» особенности критики во всем литературном процессе. Согласно уставу Союза писателей СССР, произведение прозы, поэзии, драматургии должно иметь самостоятельное художественное значение. Работа критика – столь же самостоятельное научное. Дело не в том, всегда или не всегда бывает так на практике, дело в том, что здесь как бы узаконено существование внутри единого литературного процесса произведений, живущих по принципиально разным законам. И тут порою возникает для критиков соблазн поставить свою работу «над» искусством, судить живых и мертвых, исходя из абстрактных, заранее данных положений «науки», не считаясь с живой, сложной конкретикой искусства, не ощущая изнутри специфику мышления образами, возможности многостороннего исследования действительности.

Существует и другой вид соблазнов, возникающих из желания критика стать в своей работе органически причастным искусству. Я думаю, что не столь редкие сейчас проявления принципиального дилетантизма, неуважения к науке, а иногда и к объективной истине вызваны именно желанием заявить свои права на «безумную прихоть певца».

Цитировать

Книпович, Е. Слагаемые стиля / Е. Книпович // Вопросы литературы. - 1979 - №12. - C. 341-342
Копировать