№11, 1965/Коротко о книгах

С пафосом исследователя

Д. Брегова, Всегда вместе с тобой, «Детская литература», М. 1964, 240 стр.

Жанр биографической повести представляет большие трудности для писателя. Нужно обладать не только превосходным знанием порою очень обширного материала, но также тем художественным видением событий и образов, которое позволяет вносить в повествование авторский домысел, как бы расширяющий наши представления, почерпнутые из документальных источников. Повесть Д. Бреговой, посвященная преимущественно Лондонскому периоду жизни Огарева и Герцена, во многом отвечает этим требованиям. Ее достоинства очевидны – и свободное владение многочисленными и разнообразными источниками, и умение живо построить изложение, и несомненная способность художественно убедительно дописать или заново воссоздать в своем воображении картины, о которых не сохранилось исторически достоверных сведений. Книга написана легко и читается с интересом, хотя порою явно перегружена познавательным материалом, иногда искусственно вносимым в диалог персонажей, а иногда откровенно излагаемым в статейной форме.

Автор касается широкого круга событий, вызванных революционной борьбой в стране конца 50-х – начала 60-х годов, поэтому чтение повести требует основательной подготовки и хорошей осведомленности в сложных исторических вопросах. Между тем строгий отбор материала исключительно важен в книге для юношества, рассчитанной на внеклассное, добровольное чтение. Нельзя стремиться охватить все – многообразие конспиративных связей с русскими революционными кругами внутри страны, сложные отношения в среде эмигрантов, поездку Саши Герцена в Швецию, искания Кельсиева и т. п.

Вероятно, не следовало вести рассказ по многим линиям, а нужно было остановиться лишь на тех моментах, где наиболее полно и всесторонне раскрывалась бы личность самого Огарева, стержнем книги должна была стать не хроника исторических событий в стране, а внутреннее, идейное развитие поэта и революционера в связи с этими событиями.

Могут сказать, что исторический образ Огарева в целом сложнее, чем он нарисован автором. Действительно, непримиримость в борьбе, готовность идти на любую жертву ради тех убеждений, которым посвятил он свою жизнь, – этих качеств борца не чувствуется в полной мере в том Огареве, какой выступает на страницах книги, порою их заглушает во многом традиционное представление об обаятельном, добром, отзывчивом, но, в сущности, глубоко безвольном человеке, отдыхающем у Мери от политических споров. О встрече Огарева с Мери рассказано в таких сентиментальных тонах, что просто не узнаешь руки требовательного, взыскательного автора, каким зарекомендовала себя Д. Брегова еще своей первой книгой – о молодом Достоевском («Дорога исканий», 1962).

Но лучшие главы производят сильное впечатление, и именно благодаря тому, что мужественный образ соратника Герцена выступает здесь очищенным от старой либеральной легенды. Автор счастливо избежал и другой опасности – несколько приукрасить своего героя, забыв, что в дружеском союзе Герцена – Огарева ведущее начало всегда принадлежало великому Искандеру.

Цитировать

Путинцев, В. С пафосом исследователя / В. Путинцев // Вопросы литературы. - 1965 - №11. - C. 231-233
Копировать