№1, 2021/Книжный разворот

С. И. Кормилов. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): основные тенденции

20 июня 2020 года не стало профессора МГУ Сергея Ивановича Кормилова. Книга, о которой здесь пойдет речь, вероятно, стала последним его крупным трудом.

В рецензируемом издании указано, что его жанр  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, хотя, по сути, это монография, которая будет интересна далеко не только бакалаврам и магистрам. Впрочем, им было бы полезно увидеть, что «литвед» можно обозревать и вот так  стереоскопически, то есть, как отметил рецензент С. Пинаев, «по всем основным параметрам теории литературы» (см. заднюю обложку книги).

Сверхзадача автора  построить теоретическую историю русской литературы ХХ века. Это попытка подойти к русской литературе комплексно: осветить проблему с целого ряда ракурсов. Такой сверхзадаче подчинена и необычная структура книги: здесь нет традиционного деления на периоды или перечисления основных имен, хотя, конечно, и классики (см. главу 5), и стадиальность (глава 3) выделены в отдельные разделы. Помимо этого есть еще история литературной критики (глава 4) и литературоведения (глава 6), а также, условно говоря, формальные вопросы: соотношение стиха  прозы, жанров  родов (глава 2).

Первая же глава посвящена общей проблеме теоретической истории. Здесь говорится о трех ветвях русской литературы: официальной советской, эмигрантской и «задержанной», то есть о «внутренней эмиграции»  о том, что писалось на родине, но без надежды на публикацию. По мысли автора книги, все три ветви дали замечательные произведения. При этом данные направления «эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м гг., а во второй половине века медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики ХХ века» (с. 44).

В основной теоретической главе также речь идет о направлениях в русской литературе, о разных подходах к их определению и сложностях при объективации этих различных литературных школ и методов (критический реализм, экспрессионизм, авангард, соцреализм и т. д.). Причем даются не просто дефиниции этих направлений, течений, методов, но и динамика их развития, сложности при маркировании конкретных произведений этими ярлыками  «измами».

Книга подкупает своим ракурсом: С. Кормилов стремится быть «над схваткой», указывая на литературные и окололитературные полемики разного времени, оставаясь вне какой бы то ни было общественно-политической или клановой ангажированности. Достается всем: и центристам, и либералам, и коммунистам, последним больше, но, видимо, не в связи с политическими пристрастиями автора (хотя Великую Октябрьскую он называет-таки «октябрьским переворотом»), а сообразуясь с количеством окололитературных «деяний» тогдашней власти (судьбы Гумилева, Мандельштама, Б. Корнилова, Пильняка и др.).

Позиция С. Кормилова  не сглаживать острых углов, но и не уничтожать критикой даже тех, кто в угоду конъюнктуре покривил душой. О ком бы ни заходила речь, в книге нет идеализации и придыхания. Более того, иногда может показаться, что автор намеренно стремится пролить свет на самые темные эпизоды русской классики ХХ века, коснуться самых скандальных вопросов. Например, исследуется отношение к Сталину разных художников слова: с одной стороны, говорится о том, как были очарованы «гением всех времен» Пастернак, Булгаков и прочие, с другой  С. Кормилов приводит, например, такую самоаттестацию одного из, на первый взгляд, самых ярких конформистов от литературы: «Я теперь не Алексей Толстой, а рабкор-самородок Потап Дерьмов» (с. 26).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2021

Цитировать

Гавриков, В.А. С. И. Кормилов. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): основные тенденции / В.А. Гавриков // Вопросы литературы. - 2021 - №1. - C. 286-292
Копировать