№1, 1968/Заметки. Реплики. Отклики

Разнообразие форм, или свое другое

Анкета «Литература и язык», проведенная журналом «Вопросы литературы», 1967, N 6, привлекла, как показывает редакционная почта, интерес читателей журнала. В этом номере мы печатаем отклик на анкету, посвященный тем проблемам, которые в ней затрагивались.

В обобщающих замечаниях редакции журнала «Вопросы литературы» к анкете, опубликованной в прошлом году в N 6, сказано: «Народ, как источник языка и языкотворец – эта тема красной нитью проходит через всю анкету, как говорится, от «а» до «я».

Алфавит разнообразен, для этого он и создан, и через алфавит проходит – проводится анализ различия звуков. Графема «я» содержит в себе скрытно звук «а».

Никто не отрицает и не может отрицать, что народ создает язык, но отношение разных эпох к народному языку, способ использования этого языка различен. Народен и язык Пушкина, и язык Гоголя, но это разные языковые системы.

Язык Толстого и язык Достоевского отличаются друг от друга больше. Речь Толстого и речь Достоевского связаны с разными стихиями народного языка, и только в разности своей они могут выразить разность мироощущения.

Не нужно также думать, что язык народа един; он различен в разных своих функциях. Язык летописи и язык пословицы, язык делового письма, оставленного нам в берестяных записках, – различны.

Именно в разнообразии струй разговорного, так сказать, прозаического языка покоится богатство форм литературного языка.

Недостаток многих анкет, исследующих явления искусства, заключается в том, что анкеты предполагают ответ: да или нет.

Между тем в искусстве важен процесс художественного познания, который может и не приводить к однозначному ответу. Потому иногда даже и неоконченные произведения – такие, как «Мертвые души», «Преступление и наказание», «Воскресение», – производят впечатление законченных, хотя предполагалось продолжение, которое должно было дать окончательный ответ…

Когда писатель избирает языковой строй произведения?

Произведение строится в самом процессе создания, оно трудно делимо на стадии. Произведение неоднократно перерешается в своем строе, кажущиеся противоречия остаются в самом произведении и являются методами анализа. Произведения у разных писателей разно решаются и перерешаются.

У Пушкина, Блока, Маяковского, Антокольского, Цветаевой и у других поэтов и прозаиков существуют языковой фон и языковые традиции, которые они используют или от которых они отталкиваются.

Это создает разные решения языкового строя, сложно связанные со всей композицией вещи.

Решения эти можно разделить на правильные и неправильные.

Блок в Доме Искусств рассказывал, что у него стихи рождаются как звуковые пятна со словами, значащими, но странно соединенными; он их потом уточняет, как бы заменяет.

Маяковский говорил о новой стихии языка, которая вызывает иные способы формулировки.

В то же время Маяковский писал, что он начинает создавать стихи, «мыча еще почти без слов». У него стихи рождаются в ритме.

Напоминаю о пушкинских высказываниях:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем.

Цитировать

Шкловский, В. Разнообразие форм, или свое другое / В. Шкловский // Вопросы литературы. - 1968 - №1. - C. 175-177
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке