Разнообразие форм, или свое другое
Анкета «Литература и язык», проведенная журналом «Вопросы литературы», 1967, N 6, привлекла, как показывает редакционная почта, интерес читателей журнала. В этом номере мы печатаем отклик на анкету, посвященный тем проблемам, которые в ней затрагивались.
В обобщающих замечаниях редакции журнала «Вопросы литературы» к анкете, опубликованной в прошлом году в N 6, сказано: «Народ, как источник языка и языкотворец – эта тема красной нитью проходит через всю анкету, как говорится, от «а» до «я».
Алфавит разнообразен, для этого он и создан, и через алфавит проходит – проводится анализ различия звуков. Графема «я» содержит в себе скрытно звук «а».
Никто не отрицает и не может отрицать, что народ создает язык, но отношение разных эпох к народному языку, способ использования этого языка различен. Народен и язык Пушкина, и язык Гоголя, но это разные языковые системы.
Язык Толстого и язык Достоевского отличаются друг от друга больше. Речь Толстого и речь Достоевского связаны с разными стихиями народного языка, и только в разности своей они могут выразить разность мироощущения.
Не нужно также думать, что язык народа един; он различен в разных своих функциях. Язык летописи и язык пословицы, язык делового письма, оставленного нам в берестяных записках, – различны.
Именно в разнообразии струй разговорного, так сказать, прозаического языка покоится богатство форм литературного языка.
Недостаток многих анкет, исследующих явления искусства, заключается в том, что анкеты предполагают ответ: да или нет.
Между тем в искусстве важен процесс художественного познания, который может и не приводить к однозначному ответу. Потому иногда даже и неоконченные произведения – такие, как «Мертвые души», «Преступление и наказание», «Воскресение», – производят впечатление законченных, хотя предполагалось продолжение, которое должно было дать окончательный ответ…
Когда писатель избирает языковой строй произведения?
Произведение строится в самом процессе создания, оно трудно делимо на стадии. Произведение неоднократно перерешается в своем строе, кажущиеся противоречия остаются в самом произведении и являются методами анализа. Произведения у разных писателей разно решаются и перерешаются.
У Пушкина, Блока, Маяковского, Антокольского, Цветаевой и у других поэтов и прозаиков существуют языковой фон и языковые традиции, которые они используют или от которых они отталкиваются.
Это создает разные решения языкового строя, сложно связанные со всей композицией вещи.
Решения эти можно разделить на правильные и неправильные.
Блок в Доме Искусств рассказывал, что у него стихи рождаются как звуковые пятна со словами, значащими, но странно соединенными; он их потом уточняет, как бы заменяет.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1968