№4, 1971/Обзоры и рецензии

Путь Христо Ясенова

И. Поливанов, Христо Ясенов, «Наука и изкуство», София, 1968, 170 стр.

У себя на родине Христо Ясенов – один из наиболее читаемых поэтов, а критическая литература о нем, созданная за четыре с половиной десятилетия, прошедших с его кончины, весьма велика и многообразна. И болгарских читателей, и критиков всегда привлекала личность поэта, так глубоко отразившаяся в его стихах. Известный литератор-марксист К. Кюлявков сказал о нем: «По сей день я не встречал среди наших поэтов и писателей человека с таким широким, человечным, с таким большим сердцем. Я не видел человека столь светлого, кристального…»

Обращение критиков к поэзии Хр. Ясенова вызвано было, конечно, не только его в высокой степени обаятельной личностью, пусть даже эта личность гармонично сочеталась с его творчеством. Внимание болгарской критики к творчеству Хр. Ясенова было обусловлено необходимостью разобраться в сложном творческом пути поэта. Этой же сложностью, по-видимому, следует объяснить и тот факт, что Хр. Ясенов испытал на себе в необыкновенно сильной мере все превратности судьбы – и снискал самые восторженные оценки, и изведал непонимание и замалчивание.

Книга Ивана Попиванова представляет собой не историко-литературную монографию, а скорее литературный портрет. Автор стремился не столько к сопоставлениям и параллелям, сколько к углубленному рассмотрению и толкованию жизненного и творческого пути самого Хр. Ясенова. Здесь И. Поливановым достигнуто немало, но все-таки нужно заметить, что избранный критиком метод не дал ему возможности достаточно широко показать эпоху, в которую жил и творил Хр. Ясенов, сузил многообразие того литературного движения, участником которого был поэт.

Отбирая наиболее выразительные и важные факты, И. Поливанов воссоздает в своей книге биографию Хр. Ясенова, и перед читателем возникает образ молодого человека, прошедшего трудный жизненный путь, предельно честного и в своих поступках, и в своем творчестве, погибшего в борьбе за освобождение родного народа от монархо-фашизма. Характеризуя личность Хр. Ясенова, повествуя о событиях его жизни, автор всегда помнит, что он пишет именно о художнике.

И. Попиванов в своем исследовании не обходит сложного вопроса о символизме Хр. Ясенова. Некоторые из его предшественников, механически разделив творчество Ясенова на два периода – символистский и реалистический – и оценивая первый из них только негативно, оказываются перед необходимостью говорить всего о нескольких стихотворениях – смерть слишком рано оборвала творческий путь Хр. Ясенова. Естественно, что при таком подходе Хр. Ясенов предстает как «неосуществившийся» поэт, а между тем это ни в какой мере не соответствует действительности.

И. Попиванов идет по иному, более плодотворному пути. Он на многих фактах показывает, что болгарский символизм и как литературное течение, и как определенный этап в духовной жизни общества был явлением очень сложным, что на раннем своем этапе (в годы, предшествующие Балканской войне, когда Хр. Ясенов уже проявил себя как талантливый поэт) символизм выступал как литературное течение, выразившее протест против давящей атмосферы времени, что многое в практике ранних символистов – и прежде всего их неприятие капитализма и бунт против всего регрессивного в жизни общества – имело объективно положительное значение для развития болгарской мысли и литературы.

«Поэзию наших лучших символистов нельзя рассматривать как нечто полностью отрицательное, – пашет И. Попиванов. – У нее есть своя ограниченность и в отношении формы, и в отношении мотивов, в ней есть ряд неправильных тенденций, но сердцевина – положительна…»

Как видим, даже говоря о «лучших болгарских символистах», исследователь не замалчивает отрицательных сторон их творчества. Однако, отмечая мотивы одиночества, болезненности, бесперспективности, наполняющие стихотворения символистов, автор объясняет их застоем в общественной жизни Болгарии, той мрачной атмосферой эпохи, которая не могла не вызвать тяжелых настроений даже у таких жизнелюбивых поэтов, как Хр. Ясенов. Рассматривая творчество Хр. Ясенова без предубеждений, без готовых схем, И. Попиванов с полным основанием говорит, что его поэзия вошла в «золотой фонд национальной культуры» и стала «одним из важнейших художественных завоеваний болгарского народа».

Нельзя не отметить целый ряд достижений И. Поливанова, к которым относится, например, блестящий разбор патриотических стихотворений поэта (часто замалчивавшихся критикой как якобы шовинистические и националистические), а также аргументированная мысль о самостоятельном характере символизма Хр. Ясенова (автор доказывает ее скрупулезным сравнительным анализом обширного и совсем не исследовавшегося материала о взаимоотношении творчества Хр. Ясенова и поэзии К. Бальмонта).

К удачам исследователя надо отнести и анализ пути Хр. Ясенова к реализму. Новые идейные убеждения толкали Хр. Ясенова и пересмотру эстетических позиций, рождали гражданскую поэзию. Процесс этот был вполне осознан самим поэтом, о чем он заявил в предисловии к сборнику своих стихотворений, изданному после Октябрьской революции.

В связи с отходом Хр. Ясенова от символизма И. Попиванов подробно рассматривает стихотворение «Петроград», которое квалифицирует как первое произведение социалистического реализма в болгарской поэзии.

Прочитав небольшую книгу И. Попиванова, читатель не только получает целостное представление о Христе Ясенове, человеке и поэте, ив только ясно видит эволюцию его мировоззрения и творчества, но и начинает более отчетливо представлять себе всю сложность литературной эпохи, сформировавшей этого поэта.

Цитировать

Опульский, А. Путь Христо Ясенова / А. Опульский // Вопросы литературы. - 1971 - №4. - C. 213-214
Копировать