№8, 1967/Мастерство писателя

Против штампа

Сегодня стало крылатым выражение: в столицу за песнями не ездят, их везут туда. Что это – обида на столичных авторов за то, что они не пишут отличных песен, или самоуверенность, мы, мол, сами не лыком шиты? Возможно, и то и другое. Но главное мне видится в том, что наши песенные центры (не только Москва, у нас на Украине, например, Киев) предлагают часто слушателям не плоды вдохновенного труда, а продукцию низкого качества.

Представьте шахтерский край. На него направлены радиостанции первой программы, «Маяка» и «Промiня», местного вещания, телевидения Москвы, Киева и Донецка. Сколько песен вылетает в эфир за сутки, подсчитать невозможно. И все они, как правило, в одном, стандартизированном ритме. До текста ли тут слушателю, если эти песни не для ума и сердца, а для ног.

В самом деле, спросите у того, кто держит в руках включенный транзистор:

– О чем песня?

В лучшем случае он ответит:

– О любви.

– А какие слова о любви?

– Не разобрал.

Я не утрирую. Не может человек повторить слов песни, если она не задевает сердце. Если в ней та самая «рыба», о которой говорит Михаил Исаковский, а не мысль, которую можно передать только высокими поэтическими словами.

Потому-то и появились подделки песен на всех широтах и меридианах огромной страны. В Донбассе также пишут песни, ибо свято место пусто не бывает. Но песни наши похожи, одна на другую как две капли воды. Они обычно в народ не идут, их исполняют только по радио или на концертах. Почему? Да потому, что они отвечают теме: Дню металлургов, Дню шахтеров, Дню железнодорожников…

У нас частенько «вертят» песню, в которой поется о сталеварах.

Цитировать

Шутов, В. Против штампа / В. Шутов // Вопросы литературы. - 1967 - №8. - C. 58-59
Копировать