№9, 1966/Коротко о книгах

Полвека литературной жизни

П. Д. Боборыкин, Воспоминания в двух томах. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Э. Виленской и Л. Ройтберг, «Художественная литература», М. 1965. Т. 1, 567 стр.; т. 2, 670 стр.

Судьба писателя Боборыкина по-своему трагична. Прожив долгую жизнь (1836 – 1921), он более чем за шестьдесят лет написал не менее ста томов романов, рассказов, пьес, очерков, корреспонденции, историко-литературных работ и мемуаров. Тем не менее история отвела ему в литературе более чем скромное место. Количество им написанного совсем непропорционально качеству. Растянутые, перегруженные массой второстепенных деталей, его произведения не вызывали симпатии и сочувствия ни у Тургенева, ни (особенно) у Салтыкова, который саркастически замечал, что этот писатель может «наполнить собой вселенную» и что терпеть его в «Отечественных записках» можно лишь «при умеренном употреблении».

Боборыкин постоянно откликался на события современности, но, несмотря на отдельные верные оценки, он не стал «учителем молодого поколения», а фельетоны «Петра Нескажусь» в «Библиотеке для чтения» не вызывали у современников и потомков ничего, кроме брезгливости.

Боборыкин всегда оставался свидетелем, а не участником событий, зрителем, а не деятелем. Но эпоха, в которую он писал, требовала не наблюдения, а действия. Во вступительной статье к новому изданию его воспоминаний Э. Виленской и Л. Ройтберг дана совершенно правильная оценка наследия писателя. Авторы очень точно замечают, что, «стараясь избежать односторонности, тенденциозности, опасаясь сгущения тех или иных красок, Боборыкин впадал в другую крайность: он накладывал черные и розовые тона в равной пропорции, Что зачастую мешало увидеть людей в истинном свете. Желая дать всестороннее освещение событий, автор по существу лишь искусственно уравновешивал отрицательное с положительным» (т. 1, стр. 32).

Идеологически нейтральные, оппортунистические по духу, его произведения стяжали автору не до конца заслуженное им наименование представителя русского натурализма. У сегодняшнего читателя имя этого полузабытого писателя не вызовет прочных ассоциаций: в советское время, кроме романа «Китай-город», ничего не переиздавалось.

Если не считать сокращенного выпуска книги «За полвека» (1929), не переиздавались и его мемуары. Но как бы ни оценивать художественный метод Боборыкина и его место в истории русской литературы, воспоминания писателя заслуживают внимания современного читателя.

Двухтомник, изданный в серии «Литературные мемуары», скомпонован очень умело; в нем представлено все наиболее существенное из мемуарного наследия Боборыкина. Впрочем, составители отмечают, что «обширное мемуарное наследие писателя выявлено далеко не полностью»; в частности, до сих пор остается необнаруженной его автобиография – «Итоги писателя», – написанная в 900-х годах по просьбе С. Венгерова.

В издание включена упомянутая выше книга «За полвека» – она занимает весь первый том и часть второго; две важные главы этой книги (восьмая и девятая) полностью здесь напечатаны впервые. Кроме того, перепечатаны отдельные части книги «Столицы мира» и двенадцать мемуарных очерков – о Герцене, Гончарове, Тургеневе, Льве Толстом, Салтыкове, Писемском, А. Г. Рубинштейне, Ренане и др.

Более или менее подробно автор останавливается на таких значительнейших событиях эпохи, как Брюссельский конгресс Первого Интернационала, движение Гарибальди, Парижская коммуна. Читатель найдет в воспоминаниях многочисленные суждения о театре и науке второй половины XIX века, о студенческой жизни и университетских порядках и т. д. Весь материал тщательно сверен с первоисточниками.

Цитировать

Рейсер, С. Полвека литературной жизни / С. Рейсер // Вопросы литературы. - 1966 - №9. - C. 234-236
Копировать