Не пропустите новый номер Подписаться
№4, 2018/Литературная жизнь

Песнь торжествующей любви. О музее Ивана Сергеевича Тургенева. Беседу вела А. Гордон, вступительная статья и подготовка текста А. Гордон и В. Калмыковой

Текст интервью поступил 12.12.2017.

Любое соприкосновение с тургеневской темой вызывает невольный душевный трепет. Удивительная биография писателя, «посла от русской интеллигенции» за границей, его умение показать внутреннюю суть того или иного явления русской жизни и потаенную взаимосвязь природы и человека, граничащее с самозабвением благородство лучших его поэтических образов не оставляют равнодушными сердца читателей по сей день. Но стать проводниками в «неведомый край» поэтики писателя во всей полноте подвластно лишь истинным знатокам его творчества.

Сравнительно новый московский музейный адрес – Остоженка, 37, Дом-музей И. С. Тургенева, филиал Государственного музея А. С. Пушкина. О том, как он создается, рассказали его сотрудники, Елена Валерьевна Полянская и Елена Михайловна Грибкова, ныне, к сожалению, покойная.

Елена Валерьевна Полянская заведует Домом-музеем И. С. Тургенева на Остоженке со дня его основания. Является автором ряда исследований и публикаций по истории остоженского дома, московской биографии Тургенева, коллекции музея, а также автором музейных экскурсионно-туристических маршрутов по тургеневским местам Москвы и России. В настоящее время занимается музеефикацией остоженского дома и подготовкой новой экспозиции Дома-музея И. С. Тургенева, который откроется после реставрации осенью 2018 года.

Елена Михайловна Грибкова

Слово памяти

Есть люди, будто бы специально предназначенные для одного занятия, одной профессии. Они могут работать в разных сферах, добросовестно и даже талантливо, но созданы словно для чего-то другого. Такой была Елена Михайловна Грибкова. Она многое умела, была прекрасным преподавателем и редактором, в частности, исторического журнала «Ларец Клио» (под фамилией Огнянова). Вела научные исследования, опубликовала и откомментировала, например, в 1993 году повесть Евдокии Ростопчиной «Палаццо Форли», в предисловии к которой показала, что живописные и музыкальные мотивы сближают это произведение с отрывком из незавершенного романа Гоголя «Аннунциата» («Рим»). Ее перу принадлежит увлекательнейший комментарий для школьников к комедии Грибоедова «Горе от ума». Елена Михайловна также занималась историей литературно-музыкальных салонов и русско-итальянских культурных связей XIX века. Ей было важно сказать каждому, кто мог соприкоснуться с ее работой, как прекрасно то, чем она занимается. Журнал «Ларец Клио» представлялся ей волшебной шкатулкой для школьника, интересующегося историей: он открывает обложку, а там драгоценные сведения об истории всевозможных открытий, россыпь редких фактов, характеризующих нравы далеких эпох…

Всю жизнь Елена Михайловна Грибкова была погружена в творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Ее всегда интересовала и его непростая судьба, достойная отдельного романа, и взаимоотношения с ближайшим окружением. Факты биографии писателя для нее значили не меньше, чем события собственной жизни.

Открытие музея Тургенева в Москве на Остоженке многие старые музейщики воспринимают как чудо. Возможно, так и было. То же, что Елена Михайловна сразу оказалась среди сотрудников, – закономерно. Последние семь лет жизни там она и работала. Так сложилось, что в то время она переживала одну личную трагедию за другой, но все же это были годы творчества. Собирание музейной коллекции и подготовка тургеневской выставки… Научная атрибуция миниатюрного портрета Варвары Петровны Тургеневой… Одной из последних значительных работ Елены Михайловны стало исследование мемуаров Варвары Житовой, возможно, единокровной сестры Тургенева. В своем послесловии к изданию «Воспоминаний о семье Тургенева» В. Житовой (М.: Гелиос АРВ, 2016) Елена Михайловна выдвинула совершенно новую, но вполне убедительную версию происхождения мемуаристки, проливающую иной свет на характер взаимоотношений родителей писателя.

Елена Михайловна, как никто другой, могла ощущать особенности стиля тургеневской эпохи. Она знала, как рассказать о прошлом, чтобы посетитель «с улицы» проникся ощущением связи времен; способна была придумать, как увлечь людей, далеких и от Тургенева, и от музея.

И душа ее осталась, конечно, под сводами особняка на Остоженке. Усилия Елены Грибковой и теперешних сотрудников музея во главе с Еленой Полянской позволяют надеяться, что тургеневский мир новой экспозиции дома на Остоженке будет ярок и разнообразен.

Рассказ о непростых обстоятельствах создания музея Тургенева и дальнейших планах его развития прозвучал на экскурсии Е.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2018

Цитировать

Гордон, А.В. Песнь торжествующей любви. О музее Ивана Сергеевича Тургенева. Беседу вела А. Гордон, вступительная статья и подготовка текста А. Гордон и В. Калмыковой / А.В. Гордон, В.В. Калмыкова // Вопросы литературы. - 2018 - №4. - C. 336-362
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке