№3, 2014/Обзоры и рецензии

Первые впечатления Некрасова от столицы. По страницам петербургской периодики

В 1838 году произошло событие, резко изменившее жизнь Некрасова, — переезд его в Петербург. Обстоятельствам, сопровождавшим это событие, посвящено немало работ1, мы же остановимся на возможных первых впечатлениях юного поэта от столицы.

Некрасов приехал в Петербург в конце июля, то есть в так называемую глухую пору: почти все на дачах. Однако столица все равно не устает жить и развлекаться: 28 июля «два первые бала на искусственных минеральных водах были блистательны. Пространная и красивая зала наполнялась посетителями, которые танцевали с завидною и непринужденной веселостью»2. Развлечением служила и железная дорога: «Гуляния в Павловске продолжаются по-прежнему: паровозы беспрерывно катаются из Петербурга в Павловск и обратно, в назначенные часы, утром и особенно вечером нет ни одного пустого места»3. Н. Кукольник публикует статью «Иллюминация в Павловском воксале (письмо к Н. И. Гречу)», в которой делится своими впечатлениями:

…для меня Павловская иллюминация 6-го августа была истинно изящна. Разноцветные фонари обвивали арки галерей и всего здания; на зубчатых архитравах разноцветные вазы; внутри здание ликовало светом и сливало свое сияние с блеском наружным. Бедный пруд перед воксалом был украшен огненною набережной; посетители, по необходимости собранные в одно место, составляли весьма многолюдное и нарядное гулянье; паровозы увозили и привозили гостей с освещенных галерей4.

В августе для многих пришли и новости очень невеселые: было объявлено о рекрутском наборе из санкт-петербургских мещан5.

Идет и театральная жизнь: «Зрелища. 31 июля. Для закрытия спектаклей перед постом: на Александринском театре: Ревизор, ориг. комедия в 5 действиях; Дезертер, опера-вод. в одном действ.»6. Но и наступивший Успенский пост не прервал некоторых развлечений — 5 августа «Санкт-Петербургские ведомости» сообщают:

В субботу 6 и в воскресенье 7 числа на Крестовском острове, при немецком трактире будет музыка и иллюминация из Китайских фонарей.

Контора Василеостровского танцевального общества сим извещает гг. членов оного, что по четвергам в означенном обществе с 4 часов пополудни играет полковая музыка и в течение сего августа месяца в означенные дни сад будет иллюминован, а для входа билеты чрез гг. членов, платя по 2 рубля. Дамы при кавалерах вход имеют безденежно7.

В прозе Некрасов к танцевальным заведениям обращался довольно часто. В «Жизни и похождениях Тихона Тростникова» говорится и об условиях их посещения: «При входе в танцкласс с мужчин берется за вход от двух до пяти рублей; дети мужского пола платят половину (старинный обычай); с дам ничего не берут…»8

Почти ежедневно петербургские газеты помещают объявления о книжных новинках. Перечислить их все нет возможности (то же можно сказать о многочисленных театральных постановках), так что мы будем время от времени останавливаться только на некоторых из них. В конце июля печатается сообщение о продаже в магазине А. Смирдина книги под таким названием: «Хеверь, драматическая поэма, в трех частях, Владимира Соколовского. СПб, 1838 года»9. Произведение это, как известно, вызвало немало толков и шуток в литераторской среде.

Однако Петербург не только веселился, но и трудился. Вот типичная для столицы картина:

Если иностранец, незнакомый ни с нашей историей, ни с Европейской географией, забежит в нашу северную столицу, он подумает, что строят новый город: на какую улицу ни взглянет, везде строят, везде окончивают, а нигде не начинают; если утешенный этими признаками скорого окончания нового города он захочет обождать исполнения сей надежды, — этот иностранец умрет в Петербурге. Каждый год или правильнее сказать каждое лето все петербургские улицы в лесах. Старые домики, старые домы очищают место для новых или украшаются, иногда и не к красе, новомодными архитектурными пустячками10.

А. Башуцкий в статье «Новости в Петербурге (Письмо к М. А. Б-ой, в Харьков)» назвал наиболее важные строительные работы:

Окончательно отделаны три военных портала: Михайловского экзерциргауза, манежа и казармы, придавшие площади совершенно новый вид. Построены два каменных павилиона с оранжереями в сквере перед Александринским театром; почти совершенно окончена отделкою двухбашенная Лютеранская церковь Св. Петра <…> приступлено уже к внутренней оштукатурке нового дома Дворянского собрания с его колоссальной залою; надстроен огромный этаж над главным корпусом и всеми флигелями артиллерийских казарм, на Литейном Проспекте почти окончательно отстроены, вчерне, две огромные церкви, одна в Семеновском полку, а другая на Волковом кладбище; окончательно отделывается новая женская больница, принадлежащая к Обуховской; выстроен прекрасный дом для Глазной Лечебницы в Моховой улице и пр. и пр.11

После большого пожара почти восстановлен Зимний дворец. Довольно много места в этой статье уделено описанию выставок Императорских заводов — стеклянного и фарфорового. В некрасовской же сатире «О погоде. Часть вторая» воспоминания о юности — это и воспоминания об июльском Петербурге, которому можно лишь пожелать «Чистоты, чистоты, чистоты!», в котором взрыты мостовые для починки и на народ «штукатурка валится», к которому поэт обращается так:

Милый город! Где трудной борьбою

Надорвали мы смолоду грудь,

Но того мы еще не забыли,

Что в июле пропитан ты весь

Смесью водки, конюшни и пыли —

Характерная русская смесь.

А в «Жизни и похождениях Тихона Тростникова» мужик-отходник говорит о многочисленных строительных работах, о большой востребованности рабочих: «Сколько домов строится! Казенных строений тьма-тьмущая — на отбой берут, не стоят за деньгами…»

В августе печатаются объявления о поступивших в продажу книгах: «Повесть в стихах М. Павлова. С.-Петербург. 1838», «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов, князя Н. Б. Голицына. Москва. 1838 г.», «Басни Хемницера. В трех книгах. С портретом автора и картинками. Москва. 1838 г.», «Любовь к добродетельной деве, или Черты душевной красоты. Стихотворения, писанные в 1822 году. Москва. 1838», «Ледяной Дом, сочинение И. И. Лажечникова. Издание второе. Москва. 1838», «Повести и рассказы П. Каменского. СПб. 1838», «Поэтические очерки Украйны, Одессы и Крыма, сочинение Ивана Бороздны. Москва. 1837 г.», «Басни Ивана Крылова. В восьми книгах, с портретом автора. СПб. 1837 г.», «Студент и княжна, или Возвращение Наполеона с острова Эльбы. Повесть сочинения Р. Зотова. СПб. 1838», «Дамский тайный советник, комедия в одном действии. Перевод с французского Д. Ленского. СПб. 1838 года», «Пасхальная Лампа, поэма в двенадцати песнях, Титова. С. Петербург. 1838», «Мечты и Были М. Маркова. 3 части. СПб. 1838 г.»12 и о многих иных изданиях. В августовской книжке «Сына отечества» напечатаны стихотворения С. Стромилова, А. Глебова, Э. Губера и других. Поэты печатались в основном в периодических изданиях и альманахах. Имен очень много, это характерная особенность данного периода. Для примера приведем лишь перечень поэтов, участвовавших в «Альманахе на 1838 год, изданном В. Владиславлевым»: Н. Кукольник, Ф. Глинка, В. Соколовский, Д. Струйский, Н. Степанов, Э. Губер, И. Козлов, Л. Якубович, М. Деларю, А. Струговщиков, гр. Е. Р-на, Е. Розен, Бернет, И. Пожарский, П. Ершов, П. Вяземский, Е. Гребенка.

Пожалуй, наиболее точно значение этого сонма поэтов конца 1830-х годов определил сам Некрасов в рецензии на «Дамский альбом» (1854): «…я сам принадлежал к числу маленьких поэтов того счастливого времени <…> и сознаюсь, что они были, за исключением Баратынского, Языкова, Подолинского, посредственные поэты (и я тоже), но все-таки они оживляли литературу, они наполняли тогдашние альманахи, доставляли разнообразием имен своих приятную глазам пестроту…» (11 — 2, 101). А далее в этой рецензии в стихотворной вставке он вспомнил имена Тимофеева, Бернета, Стромилова, Печенегова, Якубовича, госпожи Падерной, Масальского, Розена, Туманского, Трилунного, Бороздны…

По прошествии поста театральная жизнь вновь закипела. Приведем несколько объявлений, относящихся к Александринскому театру: «21 августа <…> Козьма Рощин, Рязанский разбойник, драма; Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру, водевиль; Чиновник по особым поручениям, водевиль»13, «26 августа <…> Заколдованный дом, трагедия; Титулярные советники в домашнем быту, водевиль»14, «6 сентября <…> Петербургская невеста, комедия в двух действиях; Женщина Стряпчий, комедия-водевиль в двух действ.; Купеческая дочка и чиновник 14 класса, комед. водев. в одном действии; Царство женщин, водев. в двух действ.»15. Если и далее продолжать это перечисление, то получится список разве что чуть короче списка поэтов. В репертуаре Александринского театра водевили преобладали, но встречались (правда, редко) и постановки иного рода, например: «Сегодня, 2 сентября на Александринском театре: Гамлет, Принц Датский, драматич. предст. в пяти действиях»16. Заметим, что комментарий в академическом Полном собрании сочинений Некрасова (в дальнейшем — комментарий) к произведению «Провинциальный подьячий в Петербурге» дает такую справку: «…водевиль Ф. А. Кони «Титулярные советники в домашнем быту». Шел на сцене Александринского театра в сезон 1839/1840 гг.» (1, 667). Как видно из приведенного выше объявления, водевиль шел и в 1838 году. Этот же комментарий к стихотворению «Офелия» говорит: «Написано, видимо, под впечатлением игры В. Н. Асенковой, исполнявшей роль Офелии в «Гамлете» — спектакле, который шел в Александринском театре в сезон 1839/1840 гг.» (1, 665-666). Однако «Гамлет», как видим, шел и ранее.

«Северная пчела» писала о дебюте в Александринском театре девицы Надежды Самойловой в «Матушкиной дочке». В целом он оценивается положительно. Вместе с тем любопытно здесь упоминание об Асенковой:

Если она (Самойлова. — Е. Ш.) останется на сцене, Александринский Театр получит значительное приобретение. Г-жа Асенкова не может играть одна всех ролей. Три роли в вечер! Да этим можно убить любой талант! Девица Самойлова вовсе не похожа на г-жу Асенкову по роду характера: в первой преобладает французская вертлявость и живость, а во второй — немецкое простодушие и наивность. Роли будут распределяться между ими с величайшим удобством, сами собою17.

А главной звездой Большого театра была Тальони: «Облетев Европу, Сильфида возвратилась опять в Петербург, любимую свою столицу, которая соскучилась в ее отсутствие и не могла дождаться своей дорогой гостьи». Все ее ждали, но она заболела. «Наконец, вчера она танцевала и была вызвана девять раз <…> Сколько удовольствия и сколько рукоплесканий!..»18 Ее успех способствует продаже нот: «Балет «Дева Дуная». — Теперь, как мы снова восхищаемся нашей воздушной Талиони, всего приятнее ее почитателям — (а число их — вся публика!) — иметь у себя музыку, по которой она летает с такою грациею. Недавно вышла музыка балета «Дева Дуная», аранжированная для фортепиано Г. Мессом, — музыка не высокая, но милая, легкая и грациозная. Ее можно получать в музыкальном магазине «Одеон», на углу большой Морской и Гороховой, в доме Штрауха, № 114″19.

«Северная пчела» под рубрикой «Места увеселения и гуляния в Петербурге» сообщает следующее:

Театров у нас пять: Большой, на котором даются оперы и балеты; Александринский, на котором отличается Русская труппа; Михайловский, на котором играют французы и немцы; Каменноостровский, на котором дают разные пьесы летом; Симеоновский, на котором ничего не дают. Частных театров вовсе нет. В роде клубов первые места следует отдать Дворянскому Собранию и Английскому клубу. Из остальных семи клубов назовем Биргерклуб, в котором можно обедать, читать газеты, играть в карты и на биллиарде; Танцевальный клуб, в котором то же самое с примесью танцев и маскарадов; Васильевский клуб, в котором даются порядочные вечеринки, и наконец Американский клуб, который хуже всех прочих.

Публичных и частных садов 1,105. Кроме этого для любителей прохладного гулянья у нас 9 островов и 11 бульваров. Для охотников до лошадей есть зимний бег на Неве и еще летний, на Конной20.

Петербург — город большой и малой торговли. По этой части приводятся такие сведения:

В нашей столице считается 18 рынков, в которых 2057 лавок. Кроме того находится 2541 лавка в домах. Модных магазинов считается 122, — не мало. Особенно, если принять в соображение, что сюда не отнесены модные лавки Гостиного и Апраксина дворов, которые снабжают плащами и шляпами франтов низшего этажа.

Для гастрономов существует 38 кондитерских лавок, 54 трактира, 37 гостиниц, 40 кофейных домов, 43 ресторации и 39 живорыбных садков. Для гастрономов нижнего этажа находится 59 харчевень.

Для поклонников Бахуса существует 304 рейнсковые погреба (!!!), 98 питейных домов, 70 штофных и ведерных лавок и 172 портерные лавочки. Питейных домов очень немного в сравнении с числом погребов.

Булочных лавок только 189. Непонятно, как булочники успевают снабжать нас булками, и очень понятно, почему они так скоро богатеют21.

Но что важнее всего, Петербург — это столица, где находится резиденция государя. И август, и почти весь сентябрь Николай I провел за границей. Все газеты исправно печатали царские распоряжения и сообщали о его перемещениях. Наконец: «27-го сентября, поднятием флага на Аничковском дворце, возвещено верноподданным жителям здешней столицы о благополучном возвращении Государя Императора. Город был иллюминован»22. В этом же номере газеты было помещено стихотворение под названием «Чувства русского при возвращении ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА в Санкт-Петербург», начинается оно так: «Заиграй в берегах, ты Нева-река! / Заиграй, зашуми, знамя Русское! / Воротился наш / Православный Царь, / Наш могуч Орел, / Краса Севера!..»

Одно из первых появлений Николая I перед публикой таково: «Октября 16-го дня 1838 года. Государь Император соизволил присутствовать сего числа при открытии триумфальных ворот у Московской заставы в Санкт-Петербурге победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах…»23

В конце 1830-х годов принято было превозносить Николая I, об этом вспоминал И. Панаев: «Сомневаться в гении Николая Павловича считалось признаком невежества <…> Мы только и делали, что пересказывали нашим приятелям августейшие слова, речи и поступки, сообщаемые нам Бакуниным, восторгались, умилялись…»24

Интенсивно идет жизнь художников:

Трудно поверить, сколько огромнейших, превосходных произведений окончено, доведено до окончания и начато в течение нашего краткого лета <…> Шебуев окончил, по заказу, огромную картину для Сионского Собора. Бруни, написав четырех Евангелистов для церкви Зимнего Дворца, уже в Италии, чтобы довершить свое великолепное создание, живописную эпопею Медного Змия. Брюллов написал Христа, умирающего на кресте, дивное произведение истинного гения и глубокого чувства, соединенного с наукою. Он пишет теперь огромную картину Вознесения Божией Матери, для Казанского Собора. Басин — более нежели до половины довел гигантскую картину в 25 квадратных сажен: Воскресение Спасителя, для плафона большой церкви Зимнего Дворца. Майков доканчивает сошествие Св. Духа, для плафона малой церкви, и Поклонение волхвов и Крещение Спасителя, в ту же церковь. Прекрасная картина Горация Вернета, Последний парад при Наполеоне, писанная по заказу Государя Императора, находится в Эрмитаже25.

Неувядаемой новостью остается железная дорога, газеты к ней обращаются постоянно, сообщая то о предстоящей иллюминации в Павловске, то о большом фейерверке. Вскоре к этим развлечениям добавилось и такое: «В будущую субботу <…> Труппа Московских цыган даст в свою пользу бенефисный вечер, в Павловском воксале. — Цыгане будут петь новые песни и плясать; в заключение же, Илья Соколов и Петр Соколов протанцуют по-венгерски. Начало в 6 часов. За вход в залу платится пять рублей»26. Герой «Провинциального подьячего в Петербурге», катаясь «железной мостовой», о Павловске сказал: «В воксале, в упоении, / Прослушал я цыган». Приведенное выше газетное объявление дополняет комментарий к этому произведению. Гулянья в Павловске упоминались и в рассказе «Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и К°. Неправдоподобный рассказ», в романах «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и «Три страны света».

Одна из важных осенних новостей — возвращение с дач:

В Петербургской жизни переезд с дач есть почти то же, что кризис в лихорадке. Все в движении, в надеждах, в работе <…> Новостей бездна по городу, и гораздо занимательнее новостей политических и военных из Алжира и Испании. Важнейшая из всех новостей есть то, что Смуров поджидает свежих устриц <…> Многие при переезде с дачи переменили свои квартиры; многие переменили приемные дни27.

Петербург кажется бесконечно изменчивым: «Оранжереи, построенные нынешним летом в сквере Невского Проспекта, противу Александринского театра, закрывавшие это прекрасное здание и искажавшие первую в свете улицу — эти оранжереи уже не существуют. Невский Проспект будто возродился после этого»28.

В октябре выходит десятый номер «Сына отечества», где помещено стихотворение Некрасова «Мысль». В рассказе «Помещик двадцати трех душ», содержащем некоторые автобиографические детали, герой так перечисляет свои наиболее важные житейские впечатления:

Забуду я сладость первой конфетки, забуду тот нелепый восторг, который заставлял меня бегать высуня язык, когда я увидел в «Сыне отечества» первое мое стихотворение, с примечанием, которым я был очень доволен (здесь и далее курсив мой. — Е. Ш.), забуду вас, расстегаи и танцовщицы, вас, устрицы и шампанское, тебя, душеоживительный, мятежный банк <…>забуду вас, балы Американского клуба, вас, громкие, славу и торжество знаменующие вызовы Александринского театра, вас, буйные ночные прогулки по Невскому проспекту <…> забуду все, — но не забуду, никогда не забуду той минуты, когда в первый раз увидел ее!

Курсивом выделены слова, которые приводит комментарий в связи со стихотворением «Мысль». Но нельзя не отметить, что и источники иных впечатлений могут относиться к 1838 году.

А в заключение — о погоде. Оказывается, осень 1838 года была редкостной для Петербурга: «Давно не бывало у нас такой прекрасной и сухой осени, как в нынешнем году. Это мы чувствовали и слыхали от всех»29.

В обзоре петербургской прессы с конца июля по начало ноября 1838 года мы наметили важнейшие события — общественные, театральные, литературные и другие. Нас интересовало в первую очередь то, что могло стать предметом разговоров, обсуждений, споров, что увлекало и волновало многих. Вместе с тем такой обзор позволяет уточнить комментарии к некрасовским произведениям и заглянуть в историю их создания.

г. Санкт-Петербург

  1. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. В 3 тт. Т. 1. М.; Л.: Гослитиздат, 1947; Жданов В. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1971; Скатов Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1994 и многие другие.[]
  2. Северная пчела (далее СП). 1838. № 179. 29 июля. []
  3. СП. 1838. № 179. 29 июля.[]
  4. СП. 1838. № 180. 11 августа. []
  5. Санкт-Петербургские Губернские Ведомости. 1838. № 31. 6 августа.[]
  6. Санкт-Петербургские Ведомости (далее СПбВ). 1838. № 171. 31 июля.[]
  7. СПбВ. 1838. № 175. 5 августа.[]
  8. Произведения Некрасова цитируются по изданию: Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем в 15 тт. Т. 8. Л.-СПб.: Наука, 1984. С. 218. Ссылки на это издание даются в тексте в круглых скобках с указанием тома и страницы.[]
  9. СП. 1838. № 167. 26 июля.[]
  10. Художественная газета. 1838. № 12. 30 июня. []
  11. СП. 1838. № 193. 27 августа.[]
  12. СП. 1838. № 172. 2 августа; № 174. 3 августа; № 176. 5 августа; № 179. 10 августа; № 182. 13 августа; № 183. 16 августа; № 187. 20 августа; № 190. 24 августа; № 195. 31 августа.[]
  13. СП. 1838. № 183. 16 августа.[]
  14. СП. 1838. № 192. 26 августа. []
  15. СПбВ. 1838. № 200. 6 сентября. []
  16. СПбВ. 1838. № 197. 2 сентября.[]
  17. СП. 1838. № 206. 14 сентября. []
  18. СП. 1838. № 197. 2 сентября. []
  19. СПбВ. 1838. № 205. 11 сентября.[]
  20. СП. 1838. № 212. 21 сентября.[]
  21. СП. 1838. № 209. 17 сентября.[]
  22. Русский инвалид, или Военные ведомости. 1838. № 242. 29 сентября.[]
  23. Русский инвалид, или Военные ведомости. 1838. № 265. 23 октября. []
  24. Панаев И. И. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1988. С. 267-268.[]
  25. Русский инвалид, или Военные ведомости. 1838. № 240. 27 сентября.[]
  26. СПбВ. 1838. № 262. 18 ноября. []
  27. СП. 1838. № 211. 20 сентября. []
  28. СП. 1838. № 234. 17 октября. []
  29. СП. 1838. № 251. 5 ноября.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014

Цитировать

Шашкова, Е.В. Первые впечатления Некрасова от столицы. По страницам петербургской периодики / Е.В. Шашкова // Вопросы литературы. - 2014 - №3. - C. 380-391
Копировать