Пародии и эпиграммы
Одесса, как известно, подарила русским читателям многих крупных писателей, в том числе сатириков и юмористов. Вряд ли стоит называть их имена – их знает каждый грамотный человек. Хочется лишь назвать имя такого поэта, как Вера Инбер, – в свое время именно тут, в Одессе, вместе с Р. Зеленой и В. Типотом она хорошо потрудилась в театре сатирических миниатюр и комических интермедий.
Михаил Пустынин (1884 – 1966) – видный сатирический поэт, сначала сатириконец, а потом крокодилец – тоже родом из Одессы.
Первые публикации сатирических стихов М. Пустынина, направленные против царского самодержавия и его охранителей – чиновных истуканов, нашли свое место в 1905 году на страницах столичного журнала «Сигнал», редактировал его К. Чуковский. Потом был «Сатирикон», дружеская близость с А. Аверченко и другими видными сатириконцами. После Октября Михаил Яковлевич Пустынин организовал в Витебске первый Теревсат – театр революционной сатиры, для которого он же и создавал репертуар – злободневный, острый, «с пылу, с жару»-
Позже в Москве Пустынин сотрудничает в сатирических журналах того времени: «Красном перце», «Смехаче», «Чудаке», а затем началась «крокодильская эра». С журналом «Крокодил» Пустынин был творчески тесно связан до самого последнего дня своей жизни. Многое из того, что он печатал в «Крокодиле», шло в народ, стихи его были крылаты.
Я встречался с Михаилом Яковлевичем на редакционных «летучках» журнала, в суматохе редакционных будней. Энергичный, подвижный, с большим кожаным портфелем в руках, набитым рукописями, в неизменной синей шерстяной толстовке с лакированным поясом, он всегда был благодушен и приветлив. Я питал к нему большую симпатию и смею думать, что и он отвечал мне тем же, хотя нас и разделяла большая возрастная прогалина. На редакционных критических совещаниях каждое выступление Пустынина по поводу опубликованных в журнале материалов присутствующие встречали дружным смехом и одобрительными возгласами: Михаил Яковлевич облекал свою критику в стихотворную форму, он заранее, дома сочинял меткие, всегда остроумные эпиграммы на того или иного обсуждавшегося автора и оглашал их впервые на этих совещаниях.
Пустынин был доверчив, скромен и как-то по-детски простодушен – черта характера добрых и хороших людей. Этим пользовались крокодильцы, любители всяких розыгрышей и дружеских шуток. Однажды они «разыграли» Михаила Яковлевича, на мой взгляд, не очень-то добродушно. Под Новый год он получил от них приглашение на новогоднюю встречу. Никаких паевых взносов, надо лишь было захватить с собой на вечер полдюжины тарелок и полдюжины стаканов. Встреча должна состояться в одном из новых микрорайонов Москвы.
Михаил Яковлевич с тем же родимым портфелем, набитым на этот раз не рукописями, а посудой, прибыл к 11 часам в указанный ему микрорайон. Такси укатило. Ну-ка попробуйте найти нужный вам дом, когда все эти многоэтажные красавцы высятся перед вами как близнецы-богатыри, а на улице уже никого нет!
Тем не менее, изнемогший Михаил Яковлевич нашел, в конце концов, этот дом и эту квартиру. Было уже начало первого часа… Позвонил. Дверь открыл совершенно незнакомый Пустынину человек. Михаил Яковлевич смущенно, кое-как объяснил ему суть дела, не забыв при этом сказать, что посуда – при нем.
Хозяин квартиры обернулся к сидящим за столом своим гостям и сказал:
– Товарищи, перестаньте на минутку жевать. Сообщаю вам неожиданное приятное известие: к нам прибыл… нет, не ревизор, а всеми нами любимый сатирический поэт Михаил Пустынин. Как он к нам попал – он сам потом расскажет, а сейчас давайте его поприветствуем!
Сидящие за столом дружно зааплодировали. Михаила Яковлевича усадили на почетное место во главе стола и… новогодняя встреча превратилась в творческий вечер поэта-сатирика Михаила Пустынина! Он читал свои стихи, шутил и острил.
Неудачный розыгрыш обернулся для него триумфом. Он убедился, что его знают и любят читатели. Как это важно для каждого поэта, а для поэта-сатирика – в особенности!
Леонид ЛЕНЧ
* * *
Ниже редакция предлагает вниманию читателей пародии и эпиграммы М. Пустынина, печатавшиеся в журналах 30 – 40- х годов.
Как написали бы поэты на тему:
«ПТИЧКА БОЖИЯ НЕ ЗНАЕТ…»
А. БЕЗЫМЕНСКИЙ
Написал о птичке Пушкин
Сотню лет тому назад.
Против пушкинской пичужки
Я писать сегодня рад.
Что за гнусная привычка –
«Хлопотливо не свивать»?
Значит, ты не наша птичка,
Коль на труд тебе плевать.
Относись к себе построже,
Надо твердость проявить.
Ты не вьешь гнезда… Так что же,
Мне прикажешь гнезда вить?
Попрыгуньям вечным – горе!
Все трудиться мы должны.
Кто ж теперь «за сине море
Улетает до весны»?
Не тому та птичка внемлет,
Чему надо нам внимать.
«В долгу ночь на ветке дремлет»…
Стыдно в наши дни дремать!
Друга! Что ж это такое?
«Встрепенется и поет…»
Петь – занятие пустое,
Труд отраду нам дает.
Жить, безделью потакая?
«Ни заботы, ни труда…»
Нет, беспочвенность такая
Не годится ни-ку-да!
Кто, чирикая, порхает –
Надо тех в три шеи гнать.
«Птичка божия не знает…»
Надо знать!
И. СЕЛЬВИНСКИЙ
Пушкинская птичка!
Пушкинская птичка!
«Божия» – не кличка
В на-ши дни.
«Внемлет гласу бога…
» Как это убого!
Ты резвишься много,
Из-ви-ни.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.