№1, 1987/Хроника

Очередные «Болдинские чтения»

Традиционная шестнадцатая конференция «Болдинские чтения», организованная Музеем-заповедником А. С. Пушкина в селе Большое Болдино и Горьковским государственным университетом имени Н. И. Лобачевского, состоялась в сентябре прошлого года.

В ходе конференции было прослушано 29 докладов, различных по тематике и жанру.

Особенно характерен интерес докладчиков к неклассическим текстам: журнальным статьям, неоконченным замыслам, не опубликованным при жизни заметкам, которые рассматриваются в контексте эпохи, что проливает дополнительный свет на творчество Пушкина.

С. Фомичев (Ленинград), поставив пастиш «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», опубликованный после смерти Пушкина в пятом томе «Современника», в контекст творчества поэта, доказал, что перед нами художественное произведение романной формы (а не новелла или памфлет, как предполагалось раньше). Основанием для такого утверждения стала природа конфликта произведения – «столкновение правд», по выражению докладчика. Каждый из трех действующих лиц наделен автором правом голоса: и простодушный, не знающий литературы Дюлис, с которым связана чрезвычайно важная для Пушкина в 30-е годы тема истории дворянского рода и уважения к предкам; и автор «Орлеанской девственницы», отказывающийся от своего детища, подобно тому как сам Пушкин в 1828 году отрекся от «Гавриилиады»; и английский журналист, пользующийся случаем поругать французов. Но их заботы, отдающие сведением личных счетов под прикрытием имени Жанны, отодвигают на второй план эту истинную героиню. Между тем именно ее страдальческий образ должен был возникнуть в сознании читателя, по мнению С. Фомичева, особенно если вспомнить, что тема страдальца занимала Пушкина в 1836 году в связи с работой над третьим томом «Современника», который, по мысли редактора, должен был быть посвящен десятилетию казни декабристов.

А. Алешкевич (Рига) обратилась к болдинским полемическим заметкам 1830 года, предназначавшимся, вероятно, к публикации в «Литературной газете». Докладчица рассмотрела возникновение в ходе работы над «Опровержением на критики» нового цикла – «Опыта отражений некоторых нелитературных обвинений», порожденного раздумьями поэта над проблемами, которые возникли или актуализировались на рубеже 30-х годов в связи с начавшимся резким размежеванием общественно-литературных сил. В докладе рассмотрены вопросы датировки, состава и жанровой специфики цикла. После доклада участники конференции обсуждали вопрос о публикации болдинских полемических заметок в готовящемся полном собрании сочинений Пушкина, поскольку то, как они напечатаны в существующих изданиях, не удовлетворяет пушкинистов.

В докладе К. Рогова кишиневский замысел комедии об игроке рассматривается на фоне комедийной традиции XVIII – начала XIX века. Соглашаясь в целом с распространенным мнением о связях данного замысла с комедией Реньяра, докладчик указал на тип коллизии, более близкий пушкинскому замыслу, – сестра спасает игрока с помощью своего возлюбленного («Беверлей» – переделка Б. -Ж. Сорена драмы Э. Мура; «Преступник от игры, или Братом проданная сестра» Д. Ефимьева). Данная параллель позволяет точнее определить место этого замысла в творческой эволюции Пушкина.

Историк-архивист В. Листов предложил вниманию слушателей доклад «К истолкованию пушкинского конспекта труда И. И. Голикова «Деяния Петра Великого». Ученого интересует «формирование внежанровой мысли Пушкина», жанр конспекта (если можно так выразиться) как нельзя лучше отвечает такой установке. В своих наблюдениях (было приведено три примера) В. Листов руководствовался тем, что выбор и группировка «кусков» текста должны основываться не на особенностях стиля, а на смысле.

Цитировать

Мотеюнайте, И. Очередные «Болдинские чтения» / И. Мотеюнайте // Вопросы литературы. - 1987 - №1. - C. 273-276
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке