№7, 1962/Зарубежная литература и искусство

О нашем романе

Я не отрицаю высокой ценности романов прошлого. Но я думаю, что если рассказы Мопассана и сейчас живы, то современная новелла все равно должна быть другой.

Роман не может оставаться стабильным, неизменным. Он постоянно изменяется и развивается. У жанра романа безграничные перспективы. Роман может вобрать в себя лучшие качества и возможности других жанров. Мы можем внести в роман необходимые нам приемы пьесы, очерка, новеллы, повести, можем использовать и поэзию; можем внести это в каждую главу, каждый отрывок, каждую фразу, использовать эти приемы непосредственно или же видоизменив их, чтобы отобразить мысли и действия персонажа романа.

Во многих капиталистических странах Западной Европы жанр романа переживает сейчас тяжелый кризис. Там в обществе существует много глубочайших противоречий и огромных трудностей, причем большинство людей испытывают на себе все эти противоречия и трудности, поэтому часто сфера их жизненных интересов чрезвычайно узка, они постоянно вращаются в кругу одних и тех же мелких житейских потребностей.

Писатели-романисты в этом обществе тоже в конце концов жертвы его, замкнутые в том же круге, и они ищут выхода в том, чтобы писать особенно вычурно, необычно и «ново». А если работа романиста сводится лишь к тому, как расположить, сгруппировать слова, фразы, действия и людей так, чтобы это было особенно изощренно, небывало и возбуждающе, то для романиста это труд, затраченный напрасно и заслуживающий сожаления.

Иногда в прошлом, да и сейчас тоже высказывается мнение, что наш роман с некоторых пор несет в себе множество слабостей и недостатков.

Наш роман еще очень молод. И он подобен ребенку, который еще не совсем твердо ходит, но здоров и крепок, и если смотреть на него каждый день, то кажется, что он совсем не меняется, но если увидеть его после некоторого срока, то мы увидим, что он во многом переменился по сравнению с прошлым.

Наш роман практически возник недавно и прошел в своем развитии примерно полстолетия. И развитие это проходило в тяжелейших условиях империалистического господства. Его можно сравнить с зернышком риса, давшим росток, но росток этот пробился среди сорняков, глушивших его и заслонявших солнце, по, несмотря на это, хотя он и безжалостно подавлялся, мы: можем видеть, что он проходил все необходимые этапы литературного развития и совершенствования. И за срок менее пятидесяти лет после введения латинского алфавита достигла расцвета романтическая школа1. После августовской революции2, за стремительно пронесшиеся пятнадцать лет, революционная литература Вьетнама сформировалась и идет уверенными шагами взрослого человека.

  1. Романтическая школа – течение вьетнамской литературы 30-х годов, характерное большим вниманием к эмоциональным сторонам жизни и слабо вникавшее в социальные проблемы. Однако оно сыграло известную роль в формировании национальной литературы, ее языка, стиля и т. д.[]
  2. Августовская революция была совершена в 1945 году.[]

Цитировать

Хоай, Т. О нашем романе / Т. Хоай // Вопросы литературы. - 1962 - №7. - C. 115-116
Копировать