№6, 1972/Зарубежная литература и искусство

Новые черты прозы ГДР

Два года отделяют нас от съезда писателей ГДР. Срок небольшой, но в жизни литературы ГДР годы эти, не принесшие, правда, литературных сенсаций и произведений, которые вызвали бы особо острую дискуссию, тем не менее оказались насыщенным, важным периодом. Время подводить итоги еще не настало; но как критик, постоянно следящий за развитием нашей литературы, я хочу здесь поделиться впечатлениями от тех книг, которые, как мне кажется, намечают новые особенности немецкого социалистического романа.

На VIII съезде СЕПГ были поддержаны стремления писателей создать образ современника, человека социалистического общества. Работа наших писателей получила высокую оценку; это внушает нам гордость, но не следует забывать, что развитие литературы социалистического реализма – сложный процесс и далеко не каждый творческий эксперимент ведет к успеху; тут неизбежны и просчеты и потери. Важен конечный итог; и хотя годы, о которых идет речь, не дали такого богатого урожая, как, скажем, 1968 год, когда появились «Доверие» Анны Зегерс, «Буриданов осел» Гюнтера де Бройна, «Прощание с ангелами» Вернера Хайдучека и «Пауза для Ванцки» Альфреда Вельма, все же итоги тех двух лет, о которых идет речь, больше радуют, чем огорчают. Литература не стоит на месте, в этом убеждаешься, читая новые книги писателей ГДР.

Одной из характерных черт этого периода я бы назвал интенсивное развитие повести и новеллы. В целом ряде книг ставились острые идеологические проблемы современности, коренные вопросы нашей действительности. Это относится к таким книгам, как «Мечты и дни» Ганса Юргева Штайпмавна, «Например, Иосиф» Герберта Отто, «Соль справедливости» Эдуарда Кляйна.

Каждая из этих книг по-своему интересна и вместе с тем в художественном отношении несколько уязвима. Так, Герберт Отто, чья повесть «Время аистов» была хорошо принята читателями и критикой, в новом романе обратился к тому же кругу проблем.

В центре романа вновь персонаж, трудно «врастающий» в новую действительность. Проблемы намечены очень важные, но решаются они так, словно за годы, минувшие со времени первой повести Отто, ничего не изменилось, а это сообщает повествовательной манере писателя однообразие. Рассказ ведется в уже хорошо знакомом читателю ключе, а тот факт, что в книге прямо упоминаются события последних лет, не придает, конечно же, роману художественной глубины – важно не просто упомянуть о каком-то важном факте, а исследовать его. Непосредственность и свежесть рассказа, его занимательность – черты, вообще свойственные повестям Отто, – привлекают и в этой книге. Но при таком построении писателю не добиться больших обобщений;

Цитировать

Ярмац, К. Новые черты прозы ГДР / К. Ярмац // Вопросы литературы. - 1972 - №6. - C. 95-97
Копировать