Новая английская драма
«Школа кухонной раковины» – так окрестили мятежную драматургию, завоевавшую признание у англичан, ее противники. Броское определение пошло гулять по газетам; оно пришлось по душе сердитым на молодежь консерваторам и мещанам. Драматургов, дебютировавших в последние шесть-семь лет, от Джона Осборна до Шейлы Делани, обвиняют л рабском копировании жизни. Их пьесы будто бы чужды высокому театру, они лишены духовного, поэтического начала.
«Новая английская драма». В самом названии статьи известного левого критика Реймонда Уильямса1 сказался совсем иной подход к творчеству молодых драматургов. Уильямс не только приветствует их появление, но и связывает их пьесы с национальной театральной традицией.
В начале статьи говорится об условиях, в которых развивался английский театр нашего века. По словам Уильямса, «вот уже 70 лет, как у нас, в Англии, драма расщеплена. Хотя театр в целом обслуживал только меньшинство населения, было четкое деление внутри этого меньшинства». В 1892 году появился первый независимый театр: он противопоставил себя коммерческому театру, ориентировавшемуся на буржуазные вкусы. «С той поры, – утверждает Уильямс, – развитие драмы как искусства перешло в руки свободных театров». Что же касается процветающего коммерческого театра, то, «поскольку он, естественно, был совершенно неспособен к творчеству, он брал и включал в свою программу каждую пьесу, которую с успехом ставили свободные театры. Это помогало распространению хороших пьес, но при этом не давало свободным театрам сколько-нибудь полно и последовательно развиться».
- Raymond Williams, New English Drama, «Twentieth Century», London, Automn 1961.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.