Незамеченные черты «новой драмы». Творческая судьба С. Найденова
Сергей Александрович Найденов (1868–1922) вошел в историю русской драматургии как автор одной пьесы — «Дети Ванюшина» (1901). Об остальных его драматургических опытах, которых около полутора десятков, знают только самые дотошные театроведы. Эти пьесы практически никогда не появляются на современной сцене. Этот парадокс описал Ив. Розанов:
Есть авторы, известность которых основана только на одном произведении. Только раз удалось им приковать к себе всеобщее внимание, стать для читателей нужными и дорогими, все остальное, что они писали, проходило мимо, не попадало в цель. Мало кому, кроме специалистов, может быть интересно, что написал <…> Найденов, кроме «Детей Ванюшина» [Розанов 1990: 103].
Ничего не изменилось и за прошедшие годы.
В свое время театральная постановка, а вскоре и публикация названной пьесы вызвали одобрительные отклики зрителей и критиков. Известный театральный рецензент и драматург П. Ярцев заметил: «За последние годы я не могу припомнить ни одной новой русской пьесы, в которой так ярко и неопровержимо сказался бы талант» [Ярцев 1901: 966]. Вести об успехе «Детей Ванюшина» дошли до Чехова. В декабре 1901 года он писал из Ялты О. Книппер: «Очень хвалят пьесу Найденова «Дети Ванюшина». В самом ли деле это незаурядная вещь?» [Письма… 2022: 111].
В рецензиях и статьях Найденов был назван знатоком быта, драматургом социальной темы, последователем реалистических традиций русской литературы. «Никто из современных драматургов не был так способен продолжать Островского, в ясных и простых тонах изображая жизнь, как С. А. Найденов. Он — целен, крепок, наивен в своем творчестве, и самую жизнь мыслит не иначе, как в виде чередования определенных страстей и характерных противоположений» [Кугель 1934: 139]. Так возникала и утверждалась литературная репутация Найденова как прямого наследника драматургических принципов А. Островского.
Однако появлялись и не столь однозначные оценки. Рецензент «Русских ведомостей» увидел в пьесе несколько иные эстетические импульсы:
Автор «Детей Ванюшина», смотря на своих героев, как бы спрашивает читателя: где коренится причина их общих несчастий?.. Именно несчастных, а не преступников рисует автор <…> это не прокурор, а защитник, полный сочувствия к страданиям людей, над которыми жизнь произнесла обвинительный приговор [И. 1902].
Конфликтное противостояние бытового и бытийного — вот та принципиальная особенность пьесы, на которую в основном не обратили внимания современники и будущие исследователи, не увидев в Найденове писателя переломного времени, не оценив его поисков и открытий в контексте «новой драмы».
Рубеж ХIX–ХХ веков характеризуется в европейской драматургии и театре утверждением новых идей и форм, которые принято обозначать условным термином «новая драма». Конфликтное содержание в ней определяется столкновением сущностей, а не героев и событий. М. Метерлинк в статье «Повседневный трагизм» писал: «Есть повседневный трагизм, гораздо более реальный, более глубокий и более согласный с нашей истинной природой, чем трагизм времени событий <…> Красота гнездится в словах, отвечающих правде более глубокой и несравненно более близкой невидимой душе…» [Метерлинк 1899: 71, 73].
Характерные черты «новой драмы» точно определил Л. Андреев во втором «Письме о театре» (1913):
Ведь если чеховский диалог всегда что-то продолжает, то должен же быть кто-то или что-то, кого он продолжает — и этим загадочным и отсутствующим при простом чтении существом являются как раз одушевленные вещи и одушевленное время. Диалог, так сказать, никогда не останавливается: он перебрасывается от людей к вещам, от вещей снова к людям, а от людей к времени, к тишине или шуму, сверчку или крикам на пожаре. Все живет, имеет душу и голос… [Андреев 1996: 527]
Именно освоение этих элементов поэтики «новой драмы»: многозначности и «необязательности» диалога, предметных деталей и пространственных координат, приобретающих значение символа, новой функции ремарок — стало вектором творческих поисков Найденова, который считал, что у него «крайний реализм» доведен «до импрессионизма» [Русские… 1999: 224].
История жизни Найденова, происхождением и тесными узами связанного с купеческим сословием, с ранней юности влюбленного в сцену, служившего актером в провинциальных театрах, в какой-то момент увлекшегося толстовским учением, разочаровавшегося в нем, ненадолго ставшего предпринимателем и осознавшего наконец, что его подлинное призвание — драматургия и театр, показательна. Найденов сам ставил себе диагноз: «Фактически художник восторжествовал, но купец во мне сидит и продолжает отравлять жизнь и мешает жить» [Соболев 2022: 238]. Некоторые его пьесы можно считать автобиографичными не столько по жизненным реалиям и обстоятельствам сюжета, сколько по напряженному поиску их персонажами собственной идентичности.
Новый тип драматургического конфликта, символическую трактовку событий, множество аллюзий в пьесах драматурга нельзя свести к однозначной коллизии социального характера, даже если внешне это и может выглядеть именно так. Найденов точно фиксировал внутреннюю растерянность человека, еще совсем недавно понимавшего, в чем заключается смысл жизни, на что он может опереться, а теперь находящегося на распутье, потерянного и одинокого. В обыденном течении жизни героев писатель выявляет и подчеркивает поиск ими новых ценностных ориентиров.
И можно себе представить участь художника, ищущего новые формы для выражения «повседневного трагизма» вопреки сложившейся литературной репутации традиционалиста. Драматизм ситуации красноречиво подтверждает отзыв А. Кугеля о пьесе «Роман тети Ани» (1912), в котором критик упрекает Найденова в слепом следовании Чехову:
В «Детях Ванюшина» Найденов был по духу близок к Островскому, но немедленно после первого своего произведения, он окрестился в чеховскую веру, и сила его стала умаляться. Уже в «Богатом человеке» — вещи, в общем, сильной, — вторая часть пьесы изобличает кое-где чеховское влияние. «Номер 13», «Авдотьина жизнь», и наконец «Стены» — все это идет по пути чеховских сумеречных исканий и чувств [Кугель 1934: 145].
Найденов действительно находился под влиянием открытий Чехова. К тому же, вероятно, знал о высокой оценке, данной ему Чеховым («…драматург гораздо выше Горького» [Чехов 1982: 20]).
1903 год оказался самым насыщенным в творческой биографии Найденова. Были написаны три драмы («Блудный сын», «Богатый человек», «№ 13»), сильно отличающиеся от успешной первой пьесы. Хотя «Блудный сын» с точки зрения сюжета можно рассматривать как некое продолжение «Детей Ванюшина», как развитие судьбы Алексея, младшего сына главы рода Александра Егоровича, покинувшего отцовский дом, драматург в новой пьесе углубляет проблематику. Варианты названия — «Кто он?», «Слепцы» (что явно напоминало о «Слепых» Метерлинка) — очевидно свидетельствуют о желании автора раздвинуть рамки социально-бытовой драмы.
Библейский сюжет трансформируется у Найденова в неомиф: возвращения «блудного сына» в родной дом не происходит. Герой пьесы Максим Коптев когда-то отказался быть продолжателем «семейного дела» и ушел из дома. Действие начинается с его неожиданного появления в родном гнезде, которое, однако, не становится «возвращением». Он потерпел поражение в своих поисках и надеется на поддержку родных, однако быстро понимает, что в его семье ничего не изменилось. Здесь по-прежнему ценят успешность в делах и благонадежность. Мать жалеет «блудного сына»: «потчует пирожками», по-своему беспокоится о нем, но эти заботы остаются в сфере быта. Душевные метания Максима никто не пытается понять. Диалогов вне бытовых реалий в пьесе, по существу, нет, но напряжение нарастает — родные стены не защищают, из такого дома хочется бежать. Разрыв с семьей зафиксирован драматургом в ремарках: взор Максима часто устремляется вдаль, а домочадцы «видят» только то, что вблизи, их взгляды постоянно упираются в какие-то предметы. Пространственные координаты вырастают в символы. Семья и «блудный сын» находятся как будто в непересекающихся сферах бытия. И В. Качалов, игравший Максима в спектакле МХТ, подчеркнул это. В произносимых им тирадах акцентировалось алогичное: «Я хочу жить, а вы богаты»1. Этот сущностный диссонанс хорошо был выражен актером интонационно, на что указала критика.
Осознание, что Максим не может «втиснуть свою жизнь в известные рамки», показано с помощью передвижения героя в пространстве. В какой-то момент он «спускается с лестницы», «потом возвращается и садится на ступеньку», чуть позже «крадется» и «быстро спускается с лестницы». Пространство существования персонажа становится эстетически значимым условным приемом и в других пьесах писателя, что говорит об использовании автором элементов поэтики «новой драмы».
Один из рецензентов, желая поддеть драматурга, ехидно заметил: Горький и Чехов «заразили «недраматическим образом мыслей» и г. Найденова» [Хроника… 1903: 279]. «Блудный сын» действительно построен на мельчайших колебаниях настроений героя. «Недраматический образ мыслей» выразился и в том, что в пьесе преобладают рефлексия и недоговоренность. Герой кажется неким подобием Веры и Николая из андреевских «Молчания» и «В темную даль». Коптев, как и Вера, не дает никаких объяснений и так же, как Николай, покидает «родные пенаты», растворяясь в темноте. Но если в прозе «бездейственность» была органичной, то два акта найденовской пьесы, где, кроме бесконечных уговоров родственников, ничего не происходит, казались вызовом сценическим правилам, которым с завидным постоянством критики призывали драматурга следовать. И жалкое бегство героя под покровом ночи с обещанием вернуться «гордым и славным» не служит его развенчанию, а доказывает полную невозможность для «блудного сына» жить тихо и спокойно, потерпеть, пока все забудут «старое».
Стремление Найденова уйти в пьесе от внешней определенности и «действенности» воспринималось как непонимание им законов драматургии, хотя, казалось бы, открытия Чехова убедительно продемонстрировали сценичность «пьес настроения». Теоретики драмы приняли и высоко оценили иносказательный диалог, «подводное течение» чеховских пьес. Но партия «античеховцев» во главе с Кугелем тем не менее была довольно сильна. И даже К. Станиславский, покоренный чеховскими открытиями, признавался, что не любит вялых героев-нытиков, к которым он однозначно причислил найденовского Максима.
Мнения критиков о постановке «Блудного сына» в 1905 году «художественниками» разошлись.
- Здесь и далее пьесы Найденова цитируются по изданию: [Найденов 2020].[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2024
Литература
Андреев Л. Н. Письма о театре. Письмо первое. Письмо второе // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков. Т. 6. М.: Художественная литература, 1996. С. 509–558.
Бат-ов Ф. <Батюшков Ф. Д.> Театральные заметки. («Богатый человек» г. Найденова в театре В. Ф. Комиссаржевской) // Мир божий. 1904. № 11. Отд. II. С. 16–21.
Войтоловский Л. Чудесный гость // Сине-фото. 1914. 15 февраля. С. 17–21.
И. <Игнатов И.> Литературные новости // Русские ведомости. 1902. 2 апреля. С. 3.
Кугель А. Р. Русские драматурги. Очерки театрального критика. М.: Мир, 1934.
М. Г. <Гершензон М. О.> Обзор театра. («Блудный сын» С. А. Найденова) // Научное слово. 1905. № 2. С. 128–129.
Метерлинк М. Повседневный трагизм / Перевод с фр. // Мир искусства. 1899. № 21/22. С. 71–74.
Найденов С. А. Роман с театром. Пьесы 1900–1917 / Сост., подгот. текста и сопроводит. cт. М. В. Михайловой при уч. А. В. Алексеева. М.: Рутения, 2020.
Письма в Художественный театр. В 2 тт. / Сост., подгот. текста и коммент. И. Н. Соловьева, О. В. Егошина. Т. 1. М.: Изд. группа «Navona», 2022.
Розанов И. Литературные репутации. М.: Советский писатель, 1990.
Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. В 7 тт. / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 4. М.: Большая Российская энциклопедия, Научно-
внедренческое предприятие ФИАНИТ, 1999.
Соболев Юрий. С. А. Найденов. Критико-биографический очерк // Ортодоксы и еретики русской литературы ХХ — начала ХХI веков: Коллективная монография к юбилею профессора Н. М. Солнцевой / Под общ. ред. М. М. Голубкова. М.: МАКС-Пресс, 2022. С. 216–269.
Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 тт. / Гл. ред. М. Н. Кедров. Т. 7.
М.: Искусство, 1960.
Теляковский В. А. Дневники директора Императорских театров. 1906–1909. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2011.
Хроника театра и искусства // Театр и искусство. 1903. № 13. С. 278–279.
Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем в 30 тт. / Гл. ред. Н. Ф. Бельчиков. Письма в 12 тт. Т. 11. М.: Наука, 1982.
Я. Р. <Я. Л. Львов.> «Стены» С. Найденова на сцене Художественного театра // Московский художественный театр в русской театральной критике. 1906–1918 / Сост. О. А. Радищева, Е. А. Шингарева. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. С. 49–50.
Яблоновский С. Буйным сектантам // Яблоновский С. О театре. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1909. С. 197–201.
Яблоновский С. «Стены» // Московский художественный театр в русской театральной критике. 1906–1918. 2007. С. 46–49.
Ярцев П. М. Московские письма («Дети Ванюшина») // Театр и искусство. 1901. № 52. С. 966–967.