№12, 1958/Обзоры и рецензии

Неудачная помощь учителям

А. В. Бардин, «Поднятая целина» М. Шолохова, Оренбургское книжное издательство, 1958, 211 стр.

Недавно в Оренбурге «в помощь учителям средней школы» издана книга А. Бардина о «Поднятой целине» М. Шолохова.

Книга эта вызывает недоумение уже при первом знакомстве с нею. Композиция ее такова: вначале на полутора десятках страниц зачем-то дана подробная справка обо всем, что писал Шолохов до «Поднятой целины» с указанием, когда и где каждое из его произведений было опубликовано. А на последних тридцати пяти страницах под заголовком «Дальнейшее творчество М. Шолохова» перечислено все, что было написано Шолоховым в военные и послевоенные годы, с подробным пересказом содержания перечисленных произведений, не исключая и широко известных «Науки ненависти» и «Судьбы человека».

Оба эти раздела, составляющие почти треть книги, не покрываются ее заглавием и являются механическими придатками к ней. Но и основная часть книги, посвященная собственно «Поднятой целине», сильно поубавится в объеме, если из нее удалить многочисленные и пространные цитаты. Мы имеем в виду цитаты не из Шолохова (вполне естественные и необходимые в данной работе), а из различных работ о Шолохове, в том числе и из статей, опубликованных в журнале «Литература в школе», хотя журнал этот выписывается почти каждой средней школой и многими учителями-словесниками.

Вообще при чтении книги создается впечатление, словно автор ее шагу не может ступить без того, чтобы не опереться на чье-либо печатно высказанное мнение. Что, казалось бы, мудреного или спорного в нижеследующем суждении о Кондрате Майданникове, однако и его А. Бардин не решается высказать от себя: «Майданников является, по словам критика Ю. Лукина, «ведущей фигурой в колхозной жизни, носителем коммунистического отношения к труду» (стр. 47).

Кстати, ни Майданникова, ни других колхозных активистов Гремячего Лога (например, Любишкина и Ушакова, о которых А. Бардин говорит довольно подробно) он почему-то не включил в рубрику «Положительные герои романа», отведя им место в разделе «Образ народа». В названную же рубрику вошли лишь три лица: Давыдов, Нагульнов и Разметнов. По какой логике разделены эти две категории?

За вычетом цитат из работ других авторов работа самого А. Бардина сводится в основном к пересказу содержания «Поднятой целины». Но кто же не знает содержания шолоховских романов при их миллионных тиражах, о которых в самых первых строках своей книги пишет сам А. Бардин?

Впрочем, иной пересказ даже в хорошо известном произведении открывает немало нового для широкого читателя, а по своим литературным достоинствам подчас соперничает с пересказываемой вещью, как хороший перевод соперничает с подлинником. Увы, пересказы А. Бардина ничем не обогащают читателей Шолохова, о стиле же их можно судить по таким уныло канцелярским строкам:

«Коммунисты познакомили Давыдова с наличием в Гремячем Логу ТОЗа…» (стр. 73);

«Он (Нагульнов. – Н.П.) внимательно слушал, как Найденов разговаривал с казаками. Найденов ни слова не сказал о необходимости немедленно свезти семенное зерно в колхозный амбар» (стр.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1958

Цитировать

Прянишников, Н. Неудачная помощь учителям / Н. Прянишников // Вопросы литературы. - 1958 - №12. - C. 206-208
Копировать