Лицо критика
А. Макаров, Воспитание чувств, «Советский писатель», М. 1957, 397 стр.
Принято говорить о творческой манере прозаика, драматурга, поэта, о его излюбленных темах, его симпатиях и антипатиях. Но много ли найдется статей, где серьезно разобраны особенности творчества того или иного современного критика? Трудно даже вспомнить такие статьи. Вроде бы критику и по штату «не положено» иметь свое лицо, свои излюбленные темы. А так ли это? Нет, разумеется. Наши лучшие критики – а их у нас не так уж мало – обладают своим творческим почерком, своим видением материала литературы, своим кругом тем. И очень важно поддерживать те критические работы, где чувствуется живой облик, темперамент, творческая манера их автора – писателя-публициста, стоящего на твердых идеологических позициях, любящего литературу, умеющего просто, но не упрощенно беседовать читателями о сложных проблемах художественного творчества.
За последнее время издательства стали щедрее, чем раньше, выпускать книги избранных статей наших критиков. Разумеется, не все в этих книгах «одинаково ценно. Иные статьи не выдержали испытания временем и не заслуживают того, чтобы перейти из газетных и журнальных полос в книжные переплеты. Но есть в этих сборниках работы по-настоящему творческие, серьезно обогащающие эстетическую теорию, ставящие большие проблемы развития литературы.
Книга избранных критических статей А. Макарова носит название «Воспитание чувств». Формированию духовного облика советского человека, эмоциональному звучанию произведения, тому, как книга воспитывает, учит, и посвящены статьи критика, написанные с большим пониманием литературного процесса, специфики художественного творчества.
Критик, строя свои рассуждения, разбирая то или иное художественное произведение, идет не от умозрительных литературных схем, а от жизни, от своих наблюдений за ее разнообразными явлениями. Он хочет глубоко осмыслить: чем именно воздействует подлинно художественное произведение на умы и сердца людей, где искать секрет долголетия и эмоциональной силы большого искусства. И это ему по большей части удается.
В статьях А. Макарова нет риторических построений, голословных похвал, критик доказывает – убедительно, обстоятельно, – в чем сила произведения, где художник нашел путь к сердцу читателя, а где он сбился с этого пути. Статьи А. Макарова – беседа с читателем, которую ведет опытный, тонко чувствующий природу художественного слова человек, желающий, чтобы и читатель глубоко понимал художественное произведение.
Вот начало одной из статей, давшей заглавие сборнику. Юноша-лейтенант в вагоне пригородного поезда рассказывает о том, какое впечатление произвело на него стихотворение М. Исаковского «Возвращение».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1958