№7, 1965

Неизвестные письма А. П. Григорьева

Публикуемые впервые два письма Аполлона Григорьева1 к П. А. Плетневу относятся к тому времени, когда он, вследствие разногласий с сотрудниками редакции журнала «Русское слово», по его собственному выражению, «был уволен от критики». В августе 1859 года Ап. Григорьев окончательно оставил журнал, а уже в октябре вынужден был обратиться за помощью к одному из влиятельных петербургских лиц – профессору П. А. Плетневу, бывшему редактору «Современника».

Ап. Григорьев, в это время переживал тяжелую духовную драму и находился на грани нищенства.

Из писем явствует, что адресат был избран Ап. Григорьевым отнюдь не случайно. Критик рассчитывал на понимание и поддержку именитого современника Пушкина потому, что был «одним из немногих» рьяных приверженцев пушкинской эпохи, верных ее «преданиям» и «направлению». Это подтверждается критическими статьями Ап. Григорьева, свидетельствующими о его неприятии современности, новых «веяний». Хорошо понимая и глубоко переживая свое одиночество, критик с горькой иронией называл себя «Дон Кихотом» и «одним из ненужных людей», чьи мысли «не ко времени».

Публикуемые письма представляют определенный интерес для выяснения литературно-критических и общественно-политических взглядов Ап. Григорьева этого периода; в них раскрываются некоторые личные качества, а также трудные условия его жизни (неустроенность, бедность). Немаловажно и то обстоятельство, что эти письма касаются истории журнала «Москвитянин».

Письма Ап. Григорьева к П. А. Плетневу

П. и О., 13 октября 1859.

«Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Петр Александрович!

Без рекомендаций и писем, хотя я и мог бы иметь их, обращаюсь я к Вам как к поэту, как к другу Пушкина, как к литератору великой Пушкинской эпохи – обращаюсь на том единственно основании, что я – один из немногих верных и преданиям этой эпохи и ее направлению.

Ни славянофил, ни западник, я пятнадцать лет своей литературной деятельности вел честную борьбу за художественные и общественные начала великого покойника.

Если труды мои как критика и как поэта-переводчика Шекспира и Байрона удостоились милостивого внимания Вашего, то они должны послужить мне лучшею к Вам рекомендациею, ибо во всяком случае это – труды честные.

Просьбу мою я желал бы изложить Вам в словесной беседе, если таковой Вы меня удостоите.

В намеченный Вами день и час я буду иметь честь лично к Вам представиться.

Вашего Превосходительства покорнейший слуга и искренний почитатель Аполлон Григорьев.

Мой адрес: Аполлону Александровичу Григорьеву, на Невском проспекте, между Владимирской и Николаевской улиц, в доме Логинова, в квартире г-жи Дубровской, Московской части, 1-го квартала, N 96/60″.

«Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Петр Александрович!

В прошлом году я обращался к Вам с покорнейшей просьбой обратить на меня Ваше милостивое внимание и помочь мне – содействием ли к определению меня на службу, другим ли чем-либо – сохранить в целости те убеждения, литературные и общественные, которыми я принадлежу гораздо более к Пушкинской, чем к современной эпохе.

Храня как святыню свои убеждения, я во имя их осмеливаюсь вновь обратиться к Вам по делу чисто литературному.

Михаил Петрович Погодин еще в 1857 году передал мне редакцию «Москвитянина», а ныне в 1860 году подтвердил эту передачу.

Московский цензурный комитет отнесся насчет возобновления журнала и допущения в нем политических известий – разрешенных, впрочем, «Москвитянину» в 1856 году – в Главное управление цензуры.

Ваше слово и Ваш отзыв, без сомнения, могут иметь большой вес в этом деле. А что это дело – честное, Вы, смею надеяться, – не сомневаетесь.

Я лично так же не сомневаюсь в том, что, если Вам будет возможно – Вы замолвите доброе слово в пользу честного дела.

Позвольте назваться Вашего Превосходительства усердным почитателем. Аполлон Григорьев.

Москва,

1860 г., окт. 24″.

Любопытно, что одновременно со вторым письмом к П. А. Плетневу Ап. Григорьев обращается с аналогичной просьбой и к А. Н. Майкову. В письме к нему критик лаконично и откровенно формулирует программу восстанавливаемого «Москвитянина», направленную против «Современника» ##»…Мы, т.

  1. Подлинники этих писем хранятся в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР (ИРЛИ), Архив П. А. Плетнева, ф. 234, оп. 3, ед. 183.[]

Цитировать

Марчик, А. Неизвестные письма А. П. Григорьева / А. Марчик // Вопросы литературы. - 1965 - №7. - C. 253-256
Копировать