Наталья Иванова. Скрытый сюжет. Русская литература на переходе через век
Предел хронологического обобщения для критика не эпоха, а – ситуация. Различие здесь не только временное. Ситуация может приближаться по своей протяженности к эпохе и даже оказаться шире ее, поскольку границы периода еще не вполне ясны, прошлое наступает на пятки, а будущее, уже начавшееся, еще не осознано. Главное различие в способе видения. Критик смотрит преимущественно изнутри событий, воспринимает их, когда брожение еще не остановлено. Но критику доступно и достоинство объективной оценки. Он пытается подняться над событиями, менять планы и ракурсы.
В новой книге Натальи Ивановой первая из четырех частей – «Линии». У каждой главы свой подзаголовок, обозначающий основные линии, по которым идет развитие литературы и ее осмысление: «Свободное слово после готовой речи», «Пошлость как эстетический феномен», «Писатель из эмиграции», «От литературы факта к литературной моде», «О месте критики…», «Искушение нетрадиционной литературной ориентацией», «Роман литературы с идеологией…».
Следующая часть предлагает поперечные срезы – годовые кольца: последовательно от 1986 года до 2000-го. Ситуация конца века дана сначала в продольном, затем в поперечных разрезах. Она оценена в своей полемической динамике. Все началось с того, что литература заблудилась «в Бермудском треугольнике «советское – антисоветское – постсоветское»» (с. 126). Выход пытались отыскать в либеральной идее, но затем и довольно быстро завершается «романтический период сплава литературы с идеологией <…>Писатель как идеолог <…> стал наемным, плохо оплачиваемым телеведущим...» (с. 240).
Литература «остыла к идеологии». Надолго ли?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2004