№6, 2005/Книжный разворот

Н. Певзнер. Английское в английском искусстве

Книга историка искусства Николая Певзнера представляет собой переработку лекций, прочитанных на радио Би-би-си в цикле «Рейтовские чтения» и опубликованных в 1956 году. Она посвящена объяснению того, что есть «общего у всех произведений искусства, созданных одним народом, независимо от времени создания» (с. 16). «Один народ» – это англичане. «Время создания» произведений – вся история английского народа от Раннего Средневековья до XX века.

Свой метод Певзнер назвал «географией искусства». «Предметом географии искусства является выраженный в искусстве национальный характер» (с. 16). Как любой настоящий ученый, изучающий то, что по определению трудно поддается однозначной классификации, Певзнер подробно описывает свой метод и извиняется перед читателем за недостаточность «философского склада <…> ума и <…> умения выявлять категории и соотносить с ними материал» (с. 15). Однако весь последующий текст опровергает эти утверждения. Прежде чем перейти к анализу конкретных произведений английской живописи, скульптуры, архитектуры и садово-паркового искусства, Певзнер пытается в общем виде определить характерные черты современных англичан: «Достаточно вспомнить лишь некоторые: свобода личности; свобода слова и волеизъявления; разумные компромиссы; <…> недоверие к широковещательным заявлениям и обобщениям (вроде тех, что лежат в основе этой книги)» (с. 22).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2005

Цитировать

Бударагин, М. Н. Певзнер. Английское в английском искусстве / М. Бударагин // Вопросы литературы. - 2005 - №6. - C. 344-345
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке