№6, 2005/Книжный разворот

С. А. Макуренкова. Онтология слова: апология поэта. Обретение Атлантиды

С. Макуренкова продолжает разрабатывать идеи своей монографии «Джон Данн: поэтика и риторика» (1994). Тот же образно-концептуальный ряд: ритуал смерти, символ бабочки, этапы риторического фиксирования «искусства умирания». Главная типологическая параллель теперь призвана восстановить в качестве праосновы «табуированную» эпистему минойской культуры. Выстраивается парадигма Египет-Крит-Греция: «…в Египет греки ездили за посвящением <…> через толщу Египта прозревали донную культуру Крита и узнавали себя в обломках ее мыслительного дискурса» (с. 187).

Автор предполагает, что вслед за Платоном, рассказавшим о минойской цивилизации в мифе об Атлантиде, его ученик, Аристотель, зашифровал в «Поэтике» критский эзотерический ритуал человеческого жертвоприношения и катарсиса (очищения умершего вином перед бальзамированием медом). Культ бессмертия частично наследовали дорийцы через подражание (мимесис) жреца герою-жертве: «За успешное исполнение роли <…> и за малейшие отклонения от нее <…> он восходил на костер, где дымился жир жертвенных животных…» (с. 190). Театр Кносского Лабиринта-некрополя имплицитно определил структуру и европейской словесности. К числу посвященных в глубины Духа автор относит Сократа, Платона, Аристотеля, Шекспира, Донна, Пушкина и Толстого. Они, подобно минойской цивилизации, тихо и достойно приняли смерть, мистифицировав для профанов свое земное существование.

Причудливая гипотеза причудливо доказывается при помощи хронологических, пространственных и языковых параллелизмов. «»Археология мифоритуала» кропотливо производит раскопки в слове» (с. 173), и результат демонстрируется в реконструкции аристотелевского понимания слова «праксис».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2005

Цитировать

Лисович, И.И. С. А. Макуренкова. Онтология слова: апология поэта. Обретение Атлантиды / И.И. Лисович // Вопросы литературы. - 2005 - №6. - C. 346-347
Копировать