№1, 2020/Книжный разворот

Н. И. Рейнгольд. Английская литература модернизма. История. Проблематика. Поэтика. Учебник

Модернизму  некогда новому, «современному» искусству  исполняется 100 лет. Уже с начала 2000-х мы вступили в сплошную череду юбилеев: каждый год можно праздновать столетие публикации того или иного модернистского шедевра, так что появление впечатляющих размеров тома, посвященного британскому модернизму, сейчас как нельзя более кстати. Книга Н. Рейнгольд при наличии формальных признаков учебно-методического издания (контрольные вопросы, планы занятий, списки литературы) претендует на то, чтобы представить читателю также и результаты исследовательских разысканий и размышлений автора о «революции в литературе», случившейся век тому назад.

В книге, которую отличает дантовская стройность композиции (в основе нумерологии  число 3), объединяются три жанра: авторский учебник; хрестоматия (Приложение 1  подборка программных статей англо-американского модернизма на языке оригинала); методические указания к семинарам (Приложение 2  «Практикум»). В учебнике 3 части, в каждой из частей  по 3 главы. Первые две части  историко-литературные («Историко-культурный контекст» и «Проблематика модернизма»), третья часть («Поэтика модернизма»)  теоретико-литературная. В первой части обсуждаются термины («английский  британский», «модернизм  современный/новый (modern)  современность (modernity)»), вопросы периодизации; предлагается деление литературы модернизма на четыре этапа  протомодернизм (1900-е годы), ранний (1910-е годы), зрелый (1920-е – начало 1930-х) и поздний модернизм (1930-й – начало 1940-х); рассматриваются истоки модернизма (философия Ницше, Дильтея, открытия в психологии У. Джеймса, этнографические труды Дж. Фрэзера) и протомодернизм (поздний Г. Джеймс, Форд Мэддокс Форд и… эдвардианцы во главе с Г. Уэллсом  то-то удивилась бы Вирджиния Вулф!). Вторая часть посвящена собственно модернизму  по главе на каждый его этап. Три главы последней части отведены модернистским образам и концептам, жанровой природе модернистских произведений, приемам и технике.

Первые две части насыщены фактами и сведениями, дефицит которых обычно ощущается в вузовских учебниках: описывается литературная жизнь начала ХХ века  журналы, писательские объединения, издательства, круг чтения и сфера интересов литераторов, культура (русский балет, музыка, живопись) и живая повседневность  мир, где зародился и созрел литературный модернизм. Заметно стремление автора бороться с общими местами и развенчивать мифы. Иконоклазм, однако, не всегда оказывается уместен. Например, влияние на становление модернизма Фрейда, Юнга и Бергсона объявляется «ложным» постулатом. Фрейд получает отставку потому, что его критиковал Лоуренс,  странный аргумент, особенно если учесть, что Лоуренса не устраивал принцип терапии Фрейда «где было оно, должно стать я», то есть именно то, что делало Фрейда ученым-позитивистом, а не те его идеи, которые оказались столь востребованными у модернистов. Влияние Юнга отрицается, поскольку его первые самостоятельные работы относятся к началу 1920-х. Даже если бы это было и так, значит ли это, что он не мог влиять на модернистов в 1920-е годы? Однако же первые собственно юнгианские работы появились не в начале 1920-х, а на 10 лет раньше, после разрыва с Фрейдом и выхода книги «Психология бессознательного: трансформации и символизм либидо» (1912; англ. перевод — 1916).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2020

Цитировать

Панова, О.Ю. Н. И. Рейнгольд. Английская литература модернизма. История. Проблематика. Поэтика. Учебник / О.Ю. Панова // Вопросы литературы. - 2020 - №1. - C. 276-282
Копировать