№1, 2003/Книжный разворот

Н.Ф. Швейбельман. В поисках нового поэтического языка: проза французских поэтов середины XIX – начала XX веков

В книге Н. Швейбельман предметом анализа стала проза Нерваля, Рембо, Малларме, Аполлинера, Десноса. Проза пяти поэтов середины XIX – начала XX века – ряд, в котором досадно пропущено имя Бодлера (а также и Андре Жида). Пропуск если и не оправдан, то объясним логикой авторской концепции – идеей лиризации прозы.

Н. Швейбельман выбрала имена, благодаря которым французская поэзия, по выражению Поля Валери, «вышла вслед за Бодлером за пределы нации», понудила мир читать себя и «предстала в качестве поэзии современности». Тому свидетельство – множество переводов, подражаний и откликов. Н. Швейбельман интересует не столько «алхимия слова», сколько более общая проблема – типология индивидуальности в отношении к стиху и прозе.

Для Н. Швейбельман важно рассмотреть поэзию и прозу не только с точки зрения их отличия, но «и как две динамические составляющие одного системного единства» (с. 22). Таким единством предстает для автора «неделимая литературная современность» (с. 4). Термин этот, выделенный курсивом и действительно ключевой для всей книги, заключает в себе оксюморон. Речь идет об особой динамической системе, о тех процессах, которые происходят на границах языка и литературы, а в литературе – на рубежах эпоса и лирики, поэзии и прозы.

Литература всегда была открытой динамической системой, но градус изменчивости заметно возрос в тот период, который Н. Швейбельман сделала главной зоной своего исследования.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2003

Цитировать

Кирнозе, З.И. Н.Ф. Швейбельман. В поисках нового поэтического языка: проза французских поэтов середины XIX – начала XX веков / З.И. Кирнозе // Вопросы литературы. - 2003 - №1. - C. 342-343
Копировать