№2, 1970/Заметки. Реплики. Отклики

Могли ли уцелеть вилюйские рукописи?

В истории литературы прочно утвердилось мнение о том, что Чернышевский уничтожил в Вилюйске все свои произведения, созданные в этот трудный для него период жизни. Между тем, по утверждению внучки писателя, в эти годы им было написано четырнадцать романов, несколько поэм, повестей и сказок. Сам Чернышевский в 1877 году писал А. Н. Пыпину: «Я пишу все романы и романы. Десятки их написаны мною»1. Но из всех этих плодов неутомимого труда великого критика до нас дошло очень немногое.

Причину уничтожения рукописей многие исследователи видят в том, что Чернышевский якобы боялся обысков. «Опасаясь внезапных обысков, писатель взял за правило уничтожать все написанное» 2, – пишет Н. Богословский. «…Он постоянно опасался новых набегов жандармов и, во избежание недоразумений, написанные труды систематически уничтожал»3, – читаем у И. Романова, Такого же мнения придерживается ряд других исследователей. На наш взгляд, столь категорические утверждения ни в какой мере не стимулируют дальнейшее изучение творчества писателя периода вилюйской ссылки и не способствуют поискам, возможно, сохранившихся рукописей.

Скудные сведения, имеющиеся в мемуарной литературе, позволяют предполагать, что Чернышевский уничтожал не все свои рукописи, а часть их отправлял в печать. В воспоминаниях якутского прокурора Д. И. Меликова, который посетил Чернышевского в 1883 году, читаем: «…Много жаловался Н. Г. на скуку и безделье, указывая на то, что пробовал писать и отправлять в печать через непосредственное начальство. Рукописи брали, а печатать не печатали и не возвращали…» .4

Интересна судьба рукописи романа Чернышевского «Отблески сияния». О существовании рукописи этого романа стало известно через двадцать лет после смерти Чернышевского из телеграммы Михалевича Э. Пекарскому: «Мною отыскано литературное произведение Чернышевского «Отблески сияния», двести крайне убористых страниц малого формата»5. Телеграмма была послана 9 марта 1909 года. Эти рукописи находились в руках бывшего якутского прокурора Дмитрия Ивановича Меликова, который собирался печатать их в местном журнале «Якутская мысль». После этого начались безуспешные попытки Михаила Николаевича Чернышевского (младшего сына Н. Г. Чернышевского) получить рукописи от Меликова. М. Чернышевский поручил нескольким лицам переговорить с Меликовым. Только через четыре года Э. Пекарский получил ответ от Меликова, в котором говорилось: «У меня действительно есть подлинная рукопись Н. Г. Чернышевского, переданная им в мое полное распоряжение. Рукопись носит название «Отблески сияния» и содержит в себе 100 листов почтовой бумаги, исписанной таким убористым почерком, каким пишут семинаристы «Отче наш» в кружке от наперстка. Есть и переписанное сочинение его, за верность переписки которого без проверки ручаться не могу»6.

После этого М.

  1. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. XV, Гослитиздат. М. 1950, стр. 87.[]
  2. Н. Богословский, Николай Гаврилович Чернышевский. 1828 – 1889, «Молодая гвардия», М. 1957, стр. 369.[]
  3. И. М. Романов, Н. Г. Чернышевский в Вилюйском заточении, Якутск, 1957, стр. 173.[]
  4. «Красный Север», 1921, N 2, стр. 34. []
  5. В. Н. Шульгин, Очерки жизни и творчества Н. Г. Чернышевского, Гослитиздат, М. 1956, стр. 323.[]
  6. Там же, стр. 324.[]

Цитировать

Донской, Д. Могли ли уцелеть вилюйские рукописи? / Д. Донской // Вопросы литературы. - 1970 - №2. - C. 184-187
Копировать