Мемуары – это тоже история
Александр Исбах, «На литературных баррикадах», «Советский писатель», М. 1964, 367 стр.
Новую книгу о своих современниках – людях, создававших советскую литературу, – опубликовал А. Исбах.
Что это? Серьезное литературоведческое исследование или, как назвала Т. Балашова его отличную книгу об Арагоне, работа «писателя-очеркиста»?
Ведь если, к примеру, А. Исбах ограничивается очерком жизни Матэ Залка, то этого никак нельзя сказать о литературном портрете Фурманова: здесь читатель найдет глубокий анализ концепции художественного творчества, а вместе с тем органически вплетаются в повествование записи мемуарного характера, воспоминания о друге. В каком, скажем, жанре написана глава, где многое, в том числе и бытовые подробности, помогает понять поэзию Эдуарда Багрицкого, или воспоминания о том, как В. Луговской в присутствии А. Исбаха читал свои стихи Э. Багрицкому?
Примечательна глава о Серафимовиче; в ней, наряду с любовным и, по моим воспоминаниям, правдивым изображением этого выдающегося человека и писателя, существенны подробности о борьбе внутри РАППа в конце 20-х – начале 30-х годов. Хотя, следуя правде событий, нужно было более точно сказать о роли в этой борьбе И. Новича: она была куда более активной, чем это изображается А. Исбахом.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.