№9, 1968/Заметки. Реплики. Отклики

Малоизвестное произведение Николая Островского

Что имеют в виду, когда говорят о литературном наследстве Николая Островского? Ну, конечно же, «Как закалялась сталь», первую часть «Рожденные бурей», статьи, речи, письма и еще краткие записи его бесед.

Между тем существует еще одно малоизвестное его произведение, которое печаталось при жизни Островского1 и вышло отдельным изданием вскоре после его смерти2, но затем ни разу не переиздавалось и не вошло в собрание сочинений писателя. Я имею в виду сценарий «Как закалялась сталь», написанный Островским в соавторстве с украинским кинодраматургом М. Зацем3.

Может быть, издателей смущает наличие соавтора? Однако известно, например, что другой Островский – драматург Александр Николаевич – писал некоторые свои пьесы, такие, как «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет», в соавторстве с Н. Я. Соловьевым. Но кому придет на ум изымать их из его литературного наследства?! Пьесы эти входят, естественно, в собрание сочинений А. Н. Островского.

Тут же, кроме всего прочего, речь идет о сценарии, который создавался не по чужому, а по его, Н. А. Островского, собственному произведению!

Островский придавал большое значение сценарию. «Уже закончена намеченная на сегодня работа, – вспоминал М. Зац, – уже потолковали о вещах, к работе отношения не имеющих, уже собираешься уходить, а Николай Алексеевич забирает рукопись и говорит:

– Ты эти бумаги оставь, я еще над ними с Александрой Петровной поработаю.

И остается со своим секретарем продолжать работу над текстом».

Работал он усердно, увлеченно. Подтверждение тому мы находим во многих его письмах, в частности в письме тогдашнему управляющему Украинфильмом И. М. Кудрину и в другом – адресованном творческому коллективу Одесской комсомольской кинофабрики, которая должна была ставить фильм,

Островский рассчитывал, что фильм будет двухсерийным, и в первом из упомянутых двух писем, датированном 7 августа 1935 года, коротко излагал сюжет начальной серии. В то время он и М. Зац набрасывали только либретто. Второе письмо было послано почти через четыре месяца, когда, судя по всему, выяснилось, что фильм будет не двух-, а односерийным, и работа над сценарием была уже завершена.

В этом последнем письме есть одно весьма важное место, помогающее правильно понять образ центрального героя – Павла Корчагина. Вот оно:

«Помните, что Павка Корчагин был жизнерадостный, страстно любящий жизнь юноша. И вот, любя эту жизнь, он всегда готов был пожертвовать ею для своей родины. Павка не должен выйти суровым, хотя он хотел казаться таким. Жизнь била в нем ключом, прорывалась наружу сквозь внешнюю суровость. Он часто и заразительно смеялся в кругу своих друзей. Но, сталкиваясь с врагами, он был страшным для них человеком. Его рука не знала пощады для вооруженного врага…»

Здесь, как видим, ясный ответ на современные попытки представить Корчагина не то аскетом, не то фанатиком. Он не был ни тем, ни другим.

Но вернемся к сценарию.

  1. Журнал «Молодая гвардия», 1936, N 1.[]
  2. Изд. «Искусство», 1937.[]
  3. М. Б. Зац – автор сценариев «Ночной извозчик», «Сумка дипкурьера», «Казань» и других; погиб на фронте в Отечественную войну.[]

Цитировать

Трегуб, С. Малоизвестное произведение Николая Островского / С. Трегуб // Вопросы литературы. - 1968 - №9. - C. 177-179
Копировать