Не пропустите новый номер Подписаться
№5, 2012/Книжный разворот

Л. Н. Гринько. Русский моностих XX века: теория и практика

Л. Н. Гринько. Русский моностих XX века: теория и практика. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. 152 с.

Стихотворения в один стих уже не такая редкость, как несколько десятилетий назад. В печатных источниках, Интернете, архивах «собрано около 3.500 текстов <...> принадлежащих 187 различным поэтам от Карамзина до наших дней»[1], преимущественно современных. Л. Гринько в книжке, выросшей из второй защищенной в России диссертации о моностихах, но не историко-литературной, а теоретической[2], попыталась создать почву для более точного, чем раньше, их вычленения из числа «лаконичных жанров». Одна глава — историографическая, о разных трактовках моностиха в критике и науке, другая — о его соотношениях с афоризмом, стилизованным хокку (в русской традиции эта японская форма записывается в три стиха, а англоязычное литературоведение ближе к ее национальному осознанию в качестве моностиха, записанного, естественно, вертикально) и палиндромом как игровым вариантом моностиха (при понимании того, что, конечно, не всякий палиндром есть стих); в третьей главе автор выходит за пределы чистой словесности, анализируя бытование моностиха в рекламном слогане и визуальной поэзии.

Вслед за О. Быстровой следует разграничивать моностих с его очевидной, обычно силлабо-тонической ритмической организацией, и «однострок», в котором «невозможно определить стихотворный размер». Разграничение не бесспорное: в контексте стихотворных подборок и книг, в том числе книг свободного стиха, любое однострочие подается с установкой на «стихотворность», пусть «верлибрическую». К тому же Л. Гринько преувеличивает значение графики. В надписях на памятниках, особенно узких (обелисках), один стих графически часто дробится; то же касается рекламы (свежий пример: «Режем цены / ПОПОЛАМ!» — соответственно содержанию рекламный стих 4-стопного хорея разделен надвое). С другой стороны, Л. Гринько уверенно относит к моностихам рифмованные двустишия, записанные в одну строку, что для не собственно поэтических текстов явление обычное: «Скитлз.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2012

Цитировать

Кормилов, С.И. Л. Н. Гринько. Русский моностих XX века: теория и практика / С.И. Кормилов // Вопросы литературы. - 2012 - №5. - C. 478-479
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке