№4, 1962/Зарубежная литература и искусство

Кто написал пьесы Шекспира?

Первая статья из цикла статей А. Аникста о Шекспире была напечатана в журнале «Вопросы литературы», 1959, N 8. – Ред.

1

Странный вопрос! Но его часто задают, и все из-за того, что слух, будто Шекспир не был автором своих пьес, дошел даже до тех, кто мало или совсем незнаком с его творчеством. К сожалению, этот вопрос приходится слышать и от профессиональных литераторов. При этом подразумевается, что мы, шекспироведы, понимаем шаткость претензий уроженца Стратфорда, но помалкиваем об этом, чтобы не подрывать авторитет классических творений драмы, приписанных перу какой-то сомнительной личности.

Накопилась уже целая библиотека книг, посвященных проблеме авторства Шекспира1. У нас эта литература известна только в обрывках. Еще в прошлом веке на русском языке появились статьи о том, что пьесы Шекспира написал философ Ф. Бэкон. Эту выдумку опроверг родоначальник русского научного шекспироведения Н. Стороженко2.

После революции большое распространение получила у нас гипотеза бельгийского журналиста Дамблона, убеждавшего, что автором пьес был граф Ретлэнд. Популярности этой теории содействовала книга Ф. Шипулинского, носившая завлекательное название: «Шекспир – Ретлэнд. Трехвековая конспиративная тайна истории» 3. Концепция Шекспир – Ретлэнд пришлась как нельзя более кстати в период засилья вульгарной социологии. В. Фриче считал, что Шекспир был идеологом деградирующего дворянства. Концепция, согласно которой автором пьес был аристократ Ретлэнд, очень точно прилаживалась к социологическим построениям Фриче4. А. Луначарский тоже одно время увлекся этой «конспиративной тайной истории» 5. Но потом пришло отрезвление. Фриче решил, что он напишет новую книгу о Шекспире, отказавшись от решения вопроса, кто был автором6.

Против антишекспировских теорий во всеоружии логики и; научных данных всегда выступал А. Смирнов7.

Существуют две разновидности антишекспировских теорий. Согласно первой из них, произведения Шекспира написал один автор, но не Шекспир, который был всего лишь подставным лицом. Вторую группу составляют гипотезы о том, что пьесы и поэмы Шекспира – плод коллективного творчества двух-трех авторов или целого кружка их.

Обратимся сначала к теориям единоличного авторства. Вот перечень лиц, которых предлагают считать создателями произведений Шекспира. Перечисляю их в порядке выдвижения «кандидатур».

  1. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), великий философ, родоначальник современного материализма, законовед и государственный деятель; назначен государственным прокурором в 1613 году, лордом-канцлером в 1618 году, уволен с министерского поста за чрезмерное взяточничество в 1621 году.

Пьесы и поэмы Шекспира Бэкон якобы написал до того, как стал прокурором; авторство скрывал, стыдясь столь низкого занятия и опасаясь, как бы оно не повредило его служебной карьере. Однако, заботясь о том, чтобы потомство узнало об его авторстве, Бэкон зашифровал в тексте пьес свое имя, придумав для этого разные комбинации буквой слов.

Бэконовская теория до сих пор имеет сторонников, и в Англии существует даже специальное общество, занимающееся пропагандой идеи, будто пьесы Шекспира написал Бэкон8.

  1. Уильям Стенли граф Дерби (1561 – 1642). Блестящий аристократ, крупный представитель придворной знати, Стенли происходил из семьи, оказывавшей покровительство поэтам и актерам. Он изучал в Оксфорде законоведение, по окончании университета много путешествовал, увлекался поэзией и пописывал драмы для труппы, опекаемой его братом, Фердинандом. Ею пьесы не сохранились. Во всяком случае, ни на одном из изданий пьес того времени имя графа Дерби не стоит. Сторонники графа объясняют это очень просто: ему неудобно было ставить свое знатное имя на титуле книг, но он нашел выход: нанял актера Шекспира, чтобы тог выдавал графские пьесы за свои9.
  2. Роджер Маннерс граф Ретлэнд (1576 – 1612). Еще один представитель елизаветинской знати, друг графа Саутгемптона (отсюда понятно, почему «Шекспир» посвятил поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция» именно Саутгемптону) учился в итальянском университете в Падуе (см. «Укрощение строптивой»), где в списке студентов найдены имена двух датчан Розенкранца и Гильденстерна (см. «Гамлет»), был послом в Дании (см. «Гамлет»), участвовал в восстании Эссекса (1601), после чего находился под домашним арестом до смерти Елизаветы. В пьесах «Шекспира» отражены события жизни Ретлэнда и его друзей Саутгемптона и Эссекса10.
  3. Эдуард де Вер граф Оксфорд (1550 – 1604). Воспитывался в доме всесильного министра Елизаветы лорда Берли, унаследовал титул лорда-камергера, был любимцем королевы, сражался во Фландрии, покровительствовал поэтам, писал стихи и, по отзыву Фрэнсиса Мереза (1598), «по части комедии был лучшим у нас». Однако произведения, подписанные его именем, тоже не сохранились. Дело ясное: они сохранились за подписью Шекспира11.
  4. Джованни Флорио (1553 – 1625). Сын итальянского протестанта, эмигрировавшего в Лондон, учился в Оксфорде, затем стал преподавать итальянский и французский языки, составил англо-итальянский словарь, перевел на английский язык «Опыты» Монтеня. Принадлежность ему пьес и поэм Шекспира доказывается, а) покровительством, которое ему оказывал граф Саутгемптон, за что Флорио отблагодарил его посвящением поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция», б) исключительно большим местом, которое занимает Италия в его драматургии (см. «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Конец – делу венец», «Отелло», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», не говоря уже о римских трагедиях «Тит Андроник», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», в) сходством некоторых речей Гамлета и Гонзало (в «Буре») с мыслями Монтеня, «Опыты» которого Флорио перевел на английский язык12.
  5. Кристофер Марло (1564 – 1593). Гениальный поэт-драматург, зачинатель ренессансной поэтической трагедии в Англии («Тамерлан», «Фауст», «Мальтийский еврей», «Эдуард II»). Был откровенным атеистом. Убит в 1593 году тайной полицией. Несмотря на краткий период деятельности, оказал огромное влияние на современную драматургию и в том числе на раннее творчество Шекспира.

Изобретатель теории авторства Марло сделал сенсационное открытие: оказывается, убийство Марло было лишь инсценировкой, на самом деле он остался в живых и, скрываясь от каких-то неприятностей, продолжал писать пьесы, которые появлялись под именем Шекспира. Этим объясняется то, что между пьесами Марло и ранними драмами Шекспира есть ряд текстуальных совпадений13.

  1. В качестве автора пьес Шекспира появляется и царственная персона. Это не кто иная, как сама королева Англии, ее величество Елизавета I Тюдор (1533 – 1603); королева получила классическое гуманитарное образование, знала древнегреческий, латынь, древнееврейский, французский, итальянский и испанский языки. Вступила на престол в 1558 году. Любила театр и покровительствовала актерам. При ее дворе часто давала спектакли труппа, в которой работал актер Шекспир. Так как королеве было неудобно признать перед всем миром, что она забавляется писанием пьес, то в качестве номинального автора написанных ею произведений фигурировал актер Шекспир. В произведениях, подписанных его именем, королева Англии выразила свои взгляды по вопросам истории, политики, морали, а также вложила в них мысли и чувства, вызванные различными переживаниями интимного характера, – любовные эмоции, радости юных лет, заботы, связанные с царственным положением, и, наконец, скорбь и разочарование, овладевшие ею в старости. «Гамлет» – исповедь страдающей королевы, «Король Лир» – ее жалоба на неблагодарность тех, кого она дарила своими милостями14.
  2. Роль женщин в создании пьес Шекспира возрастает. На этот раз, однако, претенденткой является не королева и даже не графиня (несколько графинь назывались в качестве причастных к написанию пьес Шекспира), а рядовая англичанка Энн Уэтели.

Шекспир, как известно, был женат на Энн Хетеуэй. Их брак оформлялся в большой спешке (венчание произошло в последних числах ноября 1582 года, а полгода спустя, 26 мая 1583 года, уже крестили их дочь Сьюзен). Для ускорения процедуры пришлось обратиться в канцелярию Вустерского епископства, в состав которого входил родной город Шекспира Стратфорд. Прошение было подано с просьбой разрешить брак Шекспира и Энн Хетеуэй, а разрешение было дано на венчание Шекспира и Энн Уэтели. Этот загадочный факт породил различные объяснения. Фантазия шекспироведов произвела на свет весьма романическое толкование этой путаницы имен: Шекспир будто бы ухаживал за одной Энн (Уэтели), а вынужден был жениться на другой (Хетеуэй), которую ненароком соблазнил и оказался вынужденным покрыть грех браком.

Здравомыслящие шекспироведы XIX века признавали только одну Энн Хетеуэй, а фамилию Уэтели считали опиской канцеляриста. В XX веке это подтвердилось тщательным обследованием реестра канцелярии Вустерского епископства. Оказалось, перед тем как оформить разрешение на брак Шекспира, писарь сделал длинную запись, касавшуюся некоего Уэтели; его фамилия повторялась в тексте несколько раз. Когда он перешел к следующей записи, касавшейся Шекспира, то вместо Хетеуэй написал завязшую в памяти фамилию Уэтели. Таким образом, Энн Уэтели – порождение ошибки писаря, как подпоручик Киже. Подобно этому мифическому персонажу, она тоже обрела биографию и даже не одну.

По одному варианту Энн Уэтели – незаконная дочь купца-авантюриста капитана Антони Дженкинсона. По другому – монахиня, которую связывала с Шекспиром платоническая любовь. Монахиня написала не только сочинения Шекспира. Для начала она создала пьесы, по ошибке приписанные Марло, произвела переворот в английской драме, введя в нее образы титанических героев и новую форму поэтической речи – белый стих, а затем уже принялась «писать Шекспира». Так как по своему монашескому положению она не могла стать женой Шекспира, то принялась уговаривать его жениться на ком-нибудь, что и изложила с присущим ей поэтическим даром в произведениях, которые мы по ошибке называем «Сонетами Шекспира».

По другой версии Энн Уэтели писала стихи и поэмы, а не драмы. Ей принадлежит большинство произведений, на основе которых Эдмунду Спенсеру было ошибочно присвоено звание крупнейшего поэта Англии в эпоху Возрождения.

Сторонники супружеских прав жены Шекспира не могли примириться с появлением какой-то другой женщины. По их мнению, дело будто бы обстояло так: в то время как Шекспир актерствовал в Лондоне, его жена Энн Хетеуэй, проживая в Стратфорде, заполняла досуги писанием пьес. Она произвела на свет не только детей Шекспира, но и все его драмы, которые посылала ему в Лондон, а он, приспособив их для сцены, отдавал в театр… 15.

Таковы главные теории единоличного авторства, подставляющие вместо Шекспира какое-нибудь другое лицо. Как видит читатель, выбор здесь богатый и разнообразный. Перейдем теперь к теориям коллективного авторства. Их еще больше, и я позволю себе ограничиться наиболее занимательными.

  1. Опять Бэкон, но на сей раз не один, а в соавторстве с другими лицами: а) с Шекспиром, который редактировал пьесы философа; б) с Уолтером Рэли, воином, поэтом, историком, мореходом, привезшим в Англию картофель и табак; в) вместе со своим братом Энтони Бэконом; г) в соавторстве с покойником, умершим за тридцать лет до рождения Бэкона. Данная теория гласит, что пьесы Шекспира написал кардинал Вольсей (1475 – 1530), всесильный министр Генриха VIII, впавший затем в немилость (см.»Генрих VIII»Шекспира). Его рукописные драмы попали в руки Бэкона, который отредактировал их, а изданы они были опять-таки за подписью актера Шекспира.
  2. Пьесы Шекспира написали несколько английских католиков и иезуитов, скрывавшиеся от преследования властей и «отомстившие» правительству созданием лучших драматических произведений, которыми увлекался весь народ, перешедший в протестантскую веру, королевский двор и сама Елизавета. В качестве коллективного псевдонима они избрали имя, похожее на мирское имя. единственного англичанина, занимавшего пост римского папы (Адриан IV, 1154 – 1159). До того как он вступил в духовное звание, его звали Николас Брекспир («Сломанное копье», а «Шекспир» – «Потрясающий копьем»)… 16

Обилие кандидатов на авторство пьес Шекспира лучше всего обнаруживает, какой произвол оказывается возможным, когда отходят от реальной биографии Шекспира. Если можно доказать, что пьесы Шекспира написал Бэкон, то с таким же успехом легко доказать, что их написал Ретлэнд или кто-нибудь другой.

Понятно, что такая декларация с моей стороны еще ни в чем не убеждает читателя. Обратимся же к истории вопроса.

 

2

Современники и ближайшие поколения верили в Шекспира как создателя замечательных драм, гордились им как великим национальным поэтом Англии, и никому не приходило в голову усомниться в том, что он был автором «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Сонетов» и многих других прекрасных творений. Еще в XVIII веке человека, который подверг бы сомнению авторство Шекспира, просто осмеяли бы как невежду. Эта проблема, вызывающая теперь столько толков, в те времена служила лишь предметом для шутки.

В 1759 году некий Джеймс Таунли «вписал комедию, которая была поставлена в одном лондонском театре. Называлась эта пьеска «Великосветская жизнь под лестницей», В ней осмеивались претензии людей низшего звания на светскость. По-видимому, автор подражал «Смешным жеманницам» Мольера. В одной из «светских» бесед между персонажами г-жа Китти задает вопрос: «А кто написал Шекспира?» – «Бен Джонсон», – отвечает ей внушительно Герцог. Но тут вмешивается в разговор леди Бэб. «Нет, нет, – восклицает она, – Шекспира написал мистер Конец (Finis), я сама видела это имя в конце книги»

Но вот прошло почти столетие после этого, и в 1848 году Джозеф Харт, консул США в Санта-Крус, опубликовал книгу под названием: «Романтика плавания на яхте». Среди прочей болтовни, которой заполнено это сочинение, есть несколько строк, посвященных Шекспиру. Прослышав кое-что об особенностях английского театра эпохи Возрождения, Харт придумал такую версию: Шекспир присвоил себе авторство пьес, задешево купленных его труппой у разных драматургов.

В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу «Раскрытие философии пьес Шекспира» 17, в которой утверждала; что взгляд на жизнь и различные суждения, выраженные в пьесах Шекспира, соответствуют философии великого английского мыслителя эпохи Возрождения Фрэнсиса Бэкона. Сама по себе эта идея совсем не нелепа. Более того, естественно предположить, что между драматургией и философией эпохи существует духовное родство. Из этого, однако, еще не следует, что авторство пьес следует приписывать философам. Ведь тогда с таким же основанием можно было бы доказывать и обратное, а именно, что автором «Нового Органона» и «Новой Атлантиды» был Шекспир… ## Такуюпародиюнепреминулнаписатьизвестныйлитературовед, автороднойизлучшихкнигоШекспире, ЛеслиСтивен (Leslie Stephen, Men, Books and Mountains, L.

  1. Библиографию, обзор всей литературы по проблеме авторства Шекспира, опровержение антишекспировских гипотез см. в кн.: R. С. Churchill, Shakespeare and his Betters, L. 1958; подробное изложение новейших антишекспировских теорий у F. W. Wadsworth, The Poacher from Stratford, Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 1959.[]
  2. Н. Стороженко, Модная литературная ересь, «Мир божий», 1895 N11; его же, Шекспир-Бэконовский вопрос, в кн.: Шекспир, Собрание сочинений (Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова), т. V, СПб. 1904, стр. 497 – 515.[]
  3. Ф. Шипулинский, Шекспир – Ретлэнд, Гиз, 1924.[]
  4. В. Фриче, Шекспир, Гиз, М. – Л. 1926.[]
  5. А. Луначарский, История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах, ч. I, изд. 2-е, Гиз, М. – Л, 1930, стр. 186 – 187.. В статье «Общая характеристика личности и творчества Шекспира» (БСЭ, 1-е изд., т. 62, 1933, ст. 208) Луначарский вернулся к ортодоксальной точке зрения.[]
  6. В. М. Фриче, Шекспир, журн. «Литература и марксизм», 1930, N 1.[]
  7. А. А. Смирнов, Творчество Шекспира, Л. 1934, стр. 169 – 176.[]
  8. Полную библиографию см. вкн.: R. C. Churchill, Shakespeare and his Betters, p. 230 – 233. Изновейшихпубликацийотметим: A. Dodd, Who was Shakespeare? L. 1947; E. D. Johnson, Francis Bacon of St. Albans, L. 1955.[]
  9. A. Lefranc, Sous le Masque de William Shakespeare: William Stanley, VIе Comte de Derby, Paris, 1910, 2 vols.; A. J. Evans, Shakespeare’s Magic Circle, L. 1956.[]
  10. C. Demblon, Lord Rutland est Shakespeare, Paris, 1912; егоже, L’Auteur d’Hamlet» et son Monde, Paris, 1914; P. S. Porohovshikov, Shakespeare Unmasked, N. Y. 1940; C. WC Sykes, Alias William Shakespeare? L. 1947.[]
  11. P. Allen, The Case for Edward de Vere, Seventeenth Earl of Oxford as «Shakespeare», L. 1930; H. Amphlett, Who was Shakespeare? L. 1955.[]
  12. S. Paladino, Shakespeare sarebbe il pseudonimo di un Poeta Italiano, Reggio, 1929; см, R. C. Churchill, цит. соч., р. 111– 112.[]
  13. C. Hoffman, The Man who was Shakespeare, N. Y., L. 1955.[]
  14. J. E. Sweet, Shake-Speare, the Mystery, Stanford, California, 1956. Авторработы– специалист-нефтяник.[]
  15. W. J. F. Hutcheson, Shakespeare!s other Anne, Glasgow, 1950; W. Ross, The Story of Ann Whateley and William Shaxper… Glasgow, 1939; см. R. C. Churchill, цит. соч., р. 53 – 54.[]
  16. О всех этих и других подобных «концепциях» см. кн.: R. C. Churchill, Shakespeare and his Betters.[]
  17. D. Bacon, The Philosophy of Shakespeare Unfolded, N» Y. 1857.[]

Цитировать

Аникст, А. Кто написал пьесы Шекспира? / А. Аникст // Вопросы литературы. - 1962 - №4. - C. 107-125
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке