Инь Лю, Мария Михайлова. Творчество хозяйки «нехорошей квартиры», или Феномен Е. А. Нагродской
Творчество авторов-женщин, как правило, редко попадает в фокус внимания исследователей как отдельный феномен со своей поэтикой и рассматривается обычно как нечто вторичное и малозначимое. К примеру, прижизненная критика относила творчество Евдокии Нагродской к бульварной или полубульварной литературе, а впоследствии подобная точка зрения перекочевала и в труды литературоведов. И только переосмысление значения гендерной проблематики, произошедшее в 1990-х годах, заставило посмотреть на ее произведения совершенно по-другому. В результате подобного переосмысления как раз и родилась данная монография, написанная в соавторстве доктором филологических наук Марией Михайловой, которая уже много лет занимается женской литературой Серебряного века, и китайской исследовательницей Инь Лю.
На данный момент исследование наиболее полно представляет феномен творчества Нагродской с точки зрения его содержательной составляющей. Более того, исследовательницы вписывают проблематику ее произведений в более широкий круг тем, интересовавших писателей начала ХХ века. Монография начинается с рассмотрения творчества Евдокии Нагродской на фоне русской женской прозы конца XIX — начала ХХ века. Прежде всего исследовательницы дают обзор современных литературоведческих трудов, посвященных произведениям женщин-писательниц. В фокус их внимания попадают статьи и монографии о Е. Летковой, З. Гиппиус, А. Мирэ, Анне Мар, Л.-Д. Зиновьевой-Аннибал, А. Вербицкой, Л. Чарской и В. Крыжановской. Затем они подробно останавливаются на освещении критиками и литературоведами творчества Евдокии Нагродской, демонстрируя его постепенную переоценку от низовой или бульварной литературы до значимого явления, затрагивающего многие важные проблемы. Наиболее полно эта тенденция к переоценке, что не удивительно, выразилась именно в работах Марии Михайловой, хотя глубину прозы Нагродской и важность поставленных ею вопросов подчеркивали и некоторые ее современники. Тем не менее только в конце ХХ века удалось разделить устойчивую пару «Нагродская и Вербицкая», олицетворявшую в первой трети ХХ века именно популярную литературу для невзыскательного читателя.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2020