№5, 1983/Жизнь. Искусство. Критика

Идеологическая эффективность искусства

Партия заботится о развитии социалистической культуры, ориентирует деятелей литературы и искусства на создание высокохудожественных произведений, проникнутых духом партийности и народности.

Из постановления ЦК КПСС «О 80-летии Второго съезда РСДРП».

Чтобы полнее и всестороннее представить основные тенденции и проблемы поступательного движения художественной культуры, полезно поставить ее в мировой общественный контекст времени. Применительно к нашему дню это означает, прежде всего, взгляд на литературу и искусство в свете идеологического противоборства сил социализма и капитализма. Таким образом, думается, объемнее предстанут и значительные наши достижения, и известные просчеты. На этом фоне четко проступают и те реальные задачи, которые встают в области художественной культуры.

 

  1. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ИДЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Начало нового, 1983 года для народов социалистических стран, всего прогрессивного человечества ознаменовалось событием огромной исторической важности: 4 – 5 января в Праге состоялось совещание Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского Договора.

В Политической декларации, принятой на совещании, отмечается решимость стран социализма отстоять дело мира, их настоятельное стремление искать конструктивные пути и средства упрочения мира, сохранения и углубления разрядки международной напряженности в современных условиях, подчеркивается готовность государств – участников Варшавского Договора к диалогу и сотрудничеству со всеми, кто стремится к достижению великой цели – отстоять мир, предотвратить угрозу новой войны.

Вместе с тем в Политической декларации указывается, что в результате дальнейшей активизации агрессивных сил США и других капиталистических стран развитие мировых событий обретает все более опасный характер: подвергаются сомнению идеи мирного сосуществования, сотрудничество подменяется конфронтацией, ставится под вопрос развитие политических контактов, экономические и культурные связи между государствами.

Все это сопровождается обострением идеологической борьбы, которая для Запада не сводится к противоборству идей, а выражается в открытых враждебных кампаниях против коммунизма и социалистических стран. Пускаются в ход любые методы и приемы, рассчитанные на подрыв социалистического мира, его разрыхление, возросла активность пропагандистских средств классового противника, который не гнушается никакими средствами, чтобы проводить политику вмешательства во внутренние дела народов, воздействия на сознание масс.

В этих условиях резко возрастает роль идеологической, политико-воспитательной работы во всех сферах и на всех уровнях.

Идейное, духовное формирование людей в духе социальной ответственности, сознательности, дисциплины – одна из важнейших задач партии на этапе развитого социализма.

XXVI съезд КПСС отметил известные сдвиги к лучшему в идейно-воспитательной работе. После обнародования постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.) улучшилась деятельность идеологических учреждений, системы партийного просвещения, стала более эффективной контрпропагандистская работа. В общественных науках получили глубокое освещение такие важные проблемы, как теория развитого социализма, социалистический образ жизни, критика современного империализма, в литературе, искусстве стали активнее исследоваться проблемы, которые интересуют все общество, развиваются и углубляются творческие связи деятелей культуры с практикой коммунистического строительства.

Вместе с тем в решениях XXVI съезда КПСС, в последующих постановлениях ЦК КПСС отмечаются и серьезные упущения в идеологической работе. Еще раз напоминают об этом и редакционные статьи центральных партийных печатных органов – газеты «Правда», журналов «Коммунист», «Партийная жизнь» 1.

Речь, в частности, идет о том, что у части молодежи проявляются инфантилизм и политическая наивность, что имеет своим печальным результатом потребительскую психологию, иждивенческие настроения, голый практицизм. К сожалению, такие нравственные установки, как стяжательство, «вещизм», взяточничество и т. п., далеко не всегда получают оценку как явления буржуазные, антисоциалистические по своему характеру и сути. Иными словами, ослабляется классовый подход к подобным явлениям.

В анализе сложных, противоречивых процессов общественного развития важное значение обретает точная расстановка акцентов, взвешенность и всесторонность подхода. Партия не однажды указывала, что коммунисты не боятся откровенно говорить о трудностях, не боятся серьезной и деловой критики и самокритики. «Но голое критиканство, ведущее по сути дела к очернению советской действительности, с такой критикой несовместимо» 2.

Чем можно объяснить причины просчетов и упущений в идейно-воспитательной работе?

Сложностью, неоднозначностью, противоречивостью современного мирового развития, когда оценить те или иные события или явления можно, только владея осознанным историческим мышлением, четкими классовыми позициями, осуществляя комплексный подход, который учит брать не одну какую-либо сторону, черточку, а, как указывал В. И. Ленин, всю совокупность фактов во всех их взаимосвязях и взаимодействиях.

Негативным воздействием буржуазной пропаганды, в которую вовлечены все звенья правительственного аппарата ведущих капиталистических государств, специальные институты, диверсионные службы. При этом большая роль в идеологических диверсиях наших противников отводится средствам массовой информации, всем видам и жанрам искусства – от литературы, кино до эстрады и развлекательных программ. Извлекая уроки из своих поражений, буржуазная пропаганда действует против социалистических стран все более изощренно и коварно. Уместно заметить в этой связи, что наши газеты и журналы, радио и телевидение, в погоне за увлекательным, броским материалом, порой некритически оценивают некоторые явления западного мира, упуская из виду их классовую, социальную сущность. Скажем, так ли уж заслуживают популяризации разнообразные вокально-инструментальные группы типа «Бони М» и т. д.? Подобные явления далеко не безобидны. Они формируют у молодых легковесное отношение к миру, иллюзорные представления о «прелестях» западного образа жизни.

Отрицательные явления, с которыми, к сожалению, не так уж редко еще приходится встречаться, объясняются также и нашими собственными просчетами и упущениями. Ю. В. Андропов в докладе «Шестьдесят лет СССР» говорил, что негативные явления было бы неправильно объяснять только пережитками прошлого: «Их питают порой и наши собственные просчеты в работе. Здесь, товарищи, нет мелочей. Здесь важно все – и отношение к языку, и к памятникам прошлого, и трактовка исторических событий…» 3

В современных условиях особенно важно, опираясь на незыблемые основы марксистско-ленинского учения, каждого человека вооружить знанием исторической правды, глубоким пониманием законов и перспектив общественного развития.

Центральная задача идеологической работы – формирование и развитие политической культуры личности. В современной научной литературе понятие «политическая культура» разрабатывается не так давно, хотя уже в работах 20-х годов Лениным было дано определение цели и содержания политической культуры социализма: «Для нас принципиально не может быть сомнения в том, что должно быть главенство коммунистической партии. Таким образом, цель политической культуры, политического образования – воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков» 4. Появились статьи и книги М. Иовчука – Л. Когана, А. Уледова, Ю. Жданова, Н. Кейзерова, Ю. Тихомирова, В. Халипова, других авторов, в которых дается определение содержания, структуры, функций политической культуры, ее места в духовной жизни общества развитого социализма5.

Пять лет назад на состоявшемся в Швеции Всемирном социологическом конгрессе указывалось на наличие сорока определений политической культуры. Сейчас число таких определений значительно увеличилось. В буржуазной науке политическая культура определяется расплывчато и расширительно, вне связей с общественно-экономической формацией, идеологическими отношениями, социальной структурой общества, без учета диалектики материального и идеального, объективного и субъективного. Безбрежное толкование политической культуры породило на Западе даже новое научное направление – «политическую социологию», с помощью которой пытаются решить все трудные вопросы социальной теории и практики, дать ответы на все вопросы века и даже найти выход из кризисного положения, в которое все более погружается западный мир.

В нашей научной литературе политическая культура определяется как идеологическое надстроечное явление, способ духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение и закрепление коренных классовых интересов посредством формирования политических взглядов, ценностей, знаний, участия граждан в общественно-политической жизни, в деле обеспечения функционирования и развития политических и социальных институтов, норм, традиций6.

Социалистическая политическая культура – органическое единство системы политических воззрений, установок и убеждений, революционных идеалов рабочего класса. Ее неотъемлемый компонент – понимание своей ответственности перед обществом, своего высокого патриотического долга, активная жизненная позиция, способность и умение претворить в жизнь, в реальное, как говорил поэт, «делаемое дело» политику Коммунистической партии. Ядром политической культуры выступает идеология, научное коммунистическое мировоззрение, которому принадлежит ведущая роль в системе политических знаний.

Задачам формирования и развития политической культуры советского человека подчинены все звенья идеологической деятельности партии.

Огромное место в формировании политической культуры личности принадлежит советской литературе и искусству. Напомним, что в решениях XXVI съезда КПСС, там, где речь идет о возрастании значения художественного творчества в обществе развитого социализма, на первое место поставлена задача повышения роли социалистической культуры и искусства в формировании марксистско-ленинского мировоззрения советских людей.

Литература и искусство многое могут сделать, чтобы великая правда исторического развития стала понятной и близкой для многих миллионов людей во всем мире. Средствами художественного творчества, в образах литературы, кино, живописи, можно ярко, впечатляюще, обращаясь как к разуму, так и к чувствам, сердцу человека, показать величие коммунистических идеалов, красоту духовного мира строителя нового, коммунистического общества.

  1. НЕСКОЛЬКО СЛОВ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СИСТЕМЫ ИСКУССТВО – ИДЕОЛОГИЯ

При всей своей резкой специфике искусство является составной частью общего процесса исторического познания человеком себя, природы, общества. Как и другие формы общественного сознания, оно, во-первых, отражает действительность, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью и, в-третьих, способностью обратного воздействия на общественный базис.

Искусство в то же время выступает и как составная часть социальной структуры общества. Здесь действуют и специфически проявляются те же законы, что определяют развитие и функционирование других элементов социальной структуры. Сущность искусства, его реальное бытие неотрывны, поэтому от классового, партийного содержания, идейной направленности, определяющих истинное содержание всех и каждого компонента социальной структуры общества.

Таким образом, искусство в социалистическом обществе одновременно выступает и как составной элемент общего процесса познания мира, и как часть общего развития человеческой культуры, и как компонент идеологической деятельности, и как составная часть «общепролетарского дела», и как специфическая форма эстетической деятельности7.

Такой взгляд, вопреки наветам наших идеологических противников, отнюдь не отличается узостью и догматизмом. Напротив, по сравнению с буржуазными теориями, он куда полнее и объективнее вскрывает истинное содержание, подлинную природу и действительное функционирование искусства. Многогранность его связей с обществом, как непосредственных, так и опосредованных, выступает в качестве важного фактора повышения роли художественной культуры в формировании культуры политической, мировоззрения, нравственных убеждений, в удовлетворении духовных потребностей советских людей.

По отношению к человеку литература выступает во всем богатстве и многообразии своих функций: эстетической и познавательной, воспитательной и социальной, коммуникативной и зрелищной. Но сейчас особенно важное значение обретает идеологический заряд искусства. В наши дни хорошо ориентироваться во всех аспектах внешней и внутренней политики партии, в расстановке сил на мировой арене, уметь видеть за деятельностью наших идеологических противников ее классовое содержание может лишь человек с четким мировоззрением, идейной убежденностью, человек активной жизненной позиции. Формировать и развивать все эти качества и призвано искусство социалистического реализма8.

В современных исследованиях тема «искусство и идеологическая борьба» анализируется преимущественно на уровне связи идеалистических философских и эстетических концепций с «массовой культурой» и «элитарным» искусством Запада; обращается внимание на растущую политизацию буржуазной художественной культуры, используемой империалистической пропагандой в своих целях. Безусловно, это направление теоретической и литературно-критической мысли следует развивать и впредь. Но, думается, не менее важно и существенно показывать, как советское многонациональное искусство на всех этапах своего развития выступало и выступает проводником социалистической идеологии, пропагандистом социалистического образа жизни, как оно помогало и помогает партии в формировании и развитии политической культуры народа, не констатируя сущее, а пробуждая социалистическое сознание, коллективистские начала, приближая каждого человека к пониманию основных общественных закономерностей времени, обращая его к нерешенным проблемам, направляя на их преодоление.

Не менее важно показать, как наше искусство, эстетика, литературно-художественная критика противостояли и противостоят буржуазной идеологии – не только силой отрицания мнимых духовных ценностей, но, прежде всего, силой утверждения истинных, реальных ценностей социалистического общества, способствуя тем самым идейному и политическому сплочению советского многонационального общества.

На всем протяжении развития советского искусства и литературно-художественной критики в партийных документах подчеркивалось решающее значение четких мировоззренческих позиций самого художника и критика, идейной направленности художественного творчества. Достаточно вспомнить ленинский проект резолюции о Пролеткультах, декрет СНК об объединении театрального дела, подписанный В. И. Лениным, письмо ЦК РКП «О Пролеткультах» (1920 г.) и резолюцию ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925 г.). Мировоззренческой основой пролетарской литературы и искусства выступает, по Ленину, марксизм как идеология революционного пролетариата, усвоившая все истинно ценное в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры и одухотворенная практическим опытом диктатуры пролетариата. «…Только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата» 9.

На этапе развитого социализма Коммунистическая партия, продолжая ленинские традиции, решительно выступает против каких бы то ни было уступок буржуазной идеологии, за высокую идейность и общественную значимость произведений литературы и искусства. Эти принципиальные установки содержатся в решениях XXIV, XXV, XXVI съездов партии, в ряде программных документов последнего десятилетия. Сейчас наша литературная печать напряженно работает над осуществлением идей, содержащихся в постановлении ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с: практикой коммунистического строительства» (июль 1982 г.). Важнейшие положения этого документа у всех у нас на памяти, так что здесь будет достаточно подчеркнуть главное: приветствуя завоевания литературы и критики, остро критикуя их недостатки, партия вновь отмечает, что художественное слово всегда было и остается острейшим оружием в борьбе за торжество марксизма-ленинизма, в идеологическом противоборстве социализма и капитализма, в идейном и политическом сплочении советского многонационального общества.

  1. ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО, КЛАССОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Активная роль художественного творчества в пробуждении и развитии классового самосознания личности, формировании ее политических убеждений – определяющая традиция демократической культуры прошлого. «…Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией», – писал Ленин в конце XIX века и в качестве примера ссылался при этом на опыт отечественной литературы. «…Чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература» 10. Активная миссия в формировании передовой теории, прогрессивного мировоззрения составляла, по Ленину, величайшую заслугу русской литературы XIX века.

В. И. Ленин, как известно, высоко ценил роман Чернышевского «Что делать?», неоднократно перечитывал его, каждый раз находя для себя все новые содержательные мысли. На романе, отмечал Ленин, воспитывались целые поколения революционеров, он самого его «глубоко перепахал».«Величайшая заслуга Чернышевского, – отмечал Ленин, – в том, что он не только, показал, что всякий правильно думающий и действительно порядочный человек должен быть революционером, но и другое, еще более важное: каким должен быть революционер, каковы должны быть его правила, как к своей цели он должен идти, какими способами и средствами добиваться ее осуществления» 11.

И в романе Горького «Мать», отразившем события первой русской революции, Ленин ценил, прежде всего, его политико-воспитательное значение: «…Книга – нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя» 12.

Первым в мировой литературе художественным образом, воплотившим политическую культуру социалистического пролетариата, был горьковский Нил Бессеменов из пьесы «Мещане» (1902). Показав все безмерное душевное богатство героя, его глубокую, можно сказать, интимную связь и с «ближними» (производство, быт и т. д.), и с «далекими» проблемами (социальное мироустройство, задачи человека на земле), Горький совершил в мировом искусстве поистине переворот во взгляде на человека труда.

На фоне растерявшихся «детей солнца», приспособившихся «дачников», циничных «варваров», разуверившихся в своих былых идеалах маловеров и ренегатов, нытиков и постепеновцев, хлынувших на страницы декадентской литературы начала века, простой рабочий – машинист Нил Бессеменов – воплощал в себе черты человека будущего, носителя новой морали, морали социалистической, новой философии – философии исторического оптимизма. А рядом с Нилом стояли Павел Власов, Андрей Находка, Весовщиков («Мать»), Ягодин, Левшин, Синцов («Враги»).

Не раз говорилось, что горьковская эпопея «Жизнь Клима Самгина» является своеобразной энциклопедией духовной жизни России конца XIX – начала XX века. По ней прямо-таки можно изучать основные положения и эволюцию многих философских, социально-политических, религиозных теорий этого периода: взгляды кадетов и «либеральных» демократов, народников и эсеров, различные религиозные искания, наимоднейшие эстетические концепции нового времени. Богатый материал для понимания исторической обстановки, истинного содержания намерений и целей различных классов, участвующих в трех русских революциях, дают горьковские пьесы «Враги», «Егор Булычов и другие», «Последние», «Достигаев и другие», «Васса Железнова». Горьковские традиции художественного исследования человеческой личности в связи с крупнейшими явлениями и событиями мира продолжены во многих произведениях советской литературы и искусства 20 – 30-х годов.

Здесь в первую очередь следует вспомнить поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Соть», «Скутаревского» Л. Леонова, «Страну Муравию» А. Твардовского, пьесы «Любовь Яровая» К. Тренева, «Интервенция» Л. Славина, «Разлом» Б. Лавренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Н. Погодина, а в кино – фильмы «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Чапаев», ленты М. Ромма о Ленине. Драматический рассказ о судьбе простой деревенской женщины Александры Соколовой («Член правительства»), «мужем битой, попами пуганной, врагами стрелянной», в восприятии многих и многих зрителей тех далеких теперь 30-х годов и в восприятии новых поколений перерастает во взволнованное повествование о тех возможностях и тех путях к подлинному человеческому счастью, которые открывают перед каждым человеком советская власть, реальный социализм.

В делах и заботах строителей первенцев социалистической индустрии и колхозных организаторов, защитников Родины и ученых, открывающих новые пути в науке, здесь в полной мере проявлялись лучшие черты характера советского человека, воспитанного нашим строем, самим социалистическим образом жизни. И все это, вместе взятое, становилось важным фактором формирования мировоззренческой, политической культуры советского народа, которая стала одним из решающих условий победы страны в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

И сейчас, на этапе развитого социализма, наибольшего читательского и зрительского успеха достигают произведения, в которых отражены зримые приметы сегодняшнего социально-политического, духовного развития общества, где чувствуется взволнованное отношение автора, принципиальная, заинтересованная постановка далеко не простых вопросов, активное вторжение художника в решение проблем, которыми живет все наше общество.

Таковы романы «Сибирь» Г.

  1. См.: «Повышать уровень работы в массах». – «Правда», 30 ноября 1981 года; «Очередные задачи по дальнейшему улучшению идейно-воспитательной и организационно-партийной работы в современных условиях». – «Партийная жизнь», 1981, N 22; «Настоятельное веление времени». – «Коммунист», 1982, N 1.[]
  2. «Правда», 30 ноября 1981 года.[]
  3. Ю. В. Андропов, Шестьдесят лет СССР, М., Политиздат, 1982, с. 13.[]
  4. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 41, с. 404.[]
  5. См.: Ю. Жданов, Теоретический фундамент социалистической культуры. – «Коммунист», 1981, N 6; А. К. Уледов, Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования, М., «Мысль», 1980; М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы, М., Политиздат, 1979; Н. М. Кейзеров, Политическая культура социалистического общества, М., «Мысль», 1982.[]
  6. См.: Н. М. Кейзеров, Политическая культура социалистического общества, с. 4 – 5.[]
  7. Из последних работ, посвященных многообразию взаимосвязей искусства с действительностью, назовем во многом новаторскую книгу М. Б. Храпченко «Горизонты художественного образа» (М., «Художественная литература», 1982).[]
  8. См. подробнее: Ю. А. Лукин, Идеология и художественная культура, М., «Искусство», 1982.[]
  9. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 41, с. 337.[]
  10. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 6, с. 25.[]
  11. »В. И. Ленин о литературе и искусстве», М., «Художественная литература», 1976, с. 649. []
  12. Там же, с. 638.[]

Цитировать

Лукин, Ю. Идеологическая эффективность искусства / Ю. Лукин // Вопросы литературы. - 1983 - №5. - C. 3-39
Копировать