№3, 2007/Книжный разворот

И. В. Мотеюнайте. Восприятие юродства русской литературой XIX–XX веков

Работа Илоны Мотеюнайте написана на небанальную тему. Автор стремится максимально охватить соответствующий литературный материал, но переход от одного исследуемого автора к другому подчас бывает неожиданным и хронологически необоснованным: так, в четвертой главе – «Юродивые в исторической драме» – сразу после анализа хроник А. Островского следует разбор пьесы нашей современницы Л. Улицкой «Семеро святых»; между тем, исследовательница упустила из поля зрения дилогию А. Н. Толстого «Иван Грозный» с тенденциозным и исторически недостоверным образом Василия Блаженного. Но это едва ли не единственное серьезное фактическое упущение, а типологический подход реализован в книге вполне успешно.
Исторический подход тоже достаточно выдержан, например, когда говорится о том, что «принципиально различной в толковании образов юродивого Пушкиным и Островским становится их связь с народом <…> 1860-е годы – время выделения понятия «народ» в понятии «нация» <…> В первой четверти века осознание социальных и, главное, культурных различий между людьми одной нации только начинало осознаваться <…> (тавтологический оборот отражает относительно слабую сторону работы – некоторое невнимание к оформлению сказанного. – С. К.). Сравнение образа Николки с юродивыми Островского, – продолжает И. Мотеюнайте, – неожиданно выявляет точку соприкосновения пушкинского творчества с древнерусской литературой: ее особая историчность, абстрактность и эпичность оказывается близкой поэту при создании исторической трагедии» (с. 185 – 186). Казалось бы, самоочевидно, но едва ли не впервые столь четко сформулировано как в историческом, так и в теоретическом аспектах важнейшее различие традиционалистской и новоевропейской культур: «В средневековой культуре, монолитной, благодаря религии, не возникает проблемы идеала; в современном обществе, при плюрализме идеалов и ценностей – святое место в формуле «юродивый ради Христа» может замещаться <…> На место Христа может ставиться искусство, государство, революция, человеческая личность, наконец. Идеал обязателен, хотя и различен» (с. 125 – 126).
Проанализирована в качестве полемичной по отношению к пушкинскому «Борису Годунову» драма А. Хомякова «Димитрий Самозванец», в частности образ Шута, который, однако, не назван юродом: «В этом «дураке» нет искры «божественного помешательства», так же как в его речах нет загадки, требующей размышлений. Юродство, акцентирующее противоположность Божественного и мирского и «вскрывающее» небесную истину в лживом земном мире вообще не близко Хомякову, с его любимыми идеями единения человека с высшим началом и «братственного» общения людей» (с. 176). Здесь было бы уместно обращение к статье И. Есаулова «Юродство и шутовство в русской литературе», вошедшей как глава в его последнюю книгу «Пасхальность русской словесности» (М., 2004), где названные социально-культурные явления отчетливо противопоставляются.
Хотелось бы выделить соображения исследовательницы о том, что «привлекательность юродства таится в его исключительности <…> Существование юродства и его популярность на Руси обнаруживает максимализм идеала православия…» (с. 34 – 35); о принципиальном различии в XIX веке религиозного и просветительского – по преимуществу в целях разоблачения лжеюродов – подходов к означенному феномену; о том, что в жизнеописаниях XIX-XX веков «нередкое использование юродивыми испражнений при желании можно связать с очистительными обрядами средневекового карнавала», хотя «это не затрагивает сути деятельности юродивого и ее описания, а лишь разнообразит повествование…» (с. 120, 121); о том, что изображение в литературе «активных» и «тихих» («блаженных») юродивых может зависеть от индивидуальности и мироощущения писателя (так, у Пушкина, Лескова или Бунина поведение юродивых агрессивно, в то время как А. Островский предпочитает тихих), но «наличие или отсутствие агрессии в поведении юродивого может объясняться и особенностями эпохи. Например, в текстах, написанных после революции и гражданской войны, акцентировать обвинение и укоры, видимо, ощущалось не совсем уместным; эпоха и так была трагичной из-за обилия крови и агрессии. Поэтому подчеркнуто смиренен платоновский Юшка, плачет о людских грехах Симеонушка в шмелевском «Богомолье»».
Далее, изображение пути героя-интеллигента к вере, нередко после встречи с юродивым, подано как «архитема русской классики, объединяющая имена Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова и И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова и Г. И. Успенского» (с. 142). Монография завершается разделом «Юродство интеллигента», где констатируется, что, «начиная с рубежа XIX-XX веков, связь юродства с религиозными представлениями расшатывается, и оно переходит в область мифов: о русском поэте, русской интеллигенции и русском характере» (с. 281).
С. КОРМИЛОВ

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2007

Цитировать

Кормилов, С.И. И. В. Мотеюнайте. Восприятие юродства русской литературой XIX–XX веков / С.И. Кормилов // Вопросы литературы. - 2007 - №3. - C. 366-367
Копировать