И. В. Мотеюнайте. Восприятие юродства русской литературой XIX–XX веков
Работа Илоны Мотеюнайте написана на небанальную тему. Автор стремится максимально охватить соответствующий литературный материал, но переход от одного исследуемого автора к другому подчас бывает неожиданным и хронологически необоснованным: так, в четвертой главе – «Юродивые в исторической драме» – сразу после анализа хроник А. Островского следует разбор пьесы нашей современницы Л. Улицкой «Семеро святых»; между тем, исследовательница упустила из поля зрения дилогию А. Н. Толстого «Иван Грозный» с тенденциозным и исторически недостоверным образом Василия Блаженного. Но это едва ли не единственное серьезное фактическое упущение, а типологический подход реализован в книге вполне успешно.
Исторический подход тоже достаточно выдержан, например, когда говорится о том, что «принципиально различной в толковании образов юродивого Пушкиным и Островским становится их связь с народом <…> 1860-е годы – время выделения понятия «народ» в понятии «нация» <…> В первой четверти века осознание социальных и, главное, культурных различий между людьми одной нации только начинало осознаваться <…> (тавтологический оборот отражает относительно слабую сторону работы – некоторое невнимание к оформлению сказанного. – С. К.). Сравнение образа Николки с юродивыми Островского, – продолжает И. Мотеюнайте, – неожиданно выявляет точку соприкосновения пушкинского творчества с древнерусской литературой: ее особая историчность, абстрактность и эпичность оказывается близкой поэту при создании исторической трагедии» (с. 185 – 186). Казалось бы, самоочевидно, но едва ли не впервые столь четко сформулировано как в историческом, так и в теоретическом аспектах важнейшее различие традиционалистской и новоевропейской культур:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2007