№5, 2023/Книжный разворот

Helena I f i l l. Creating сharacter: Theories of nature and nurture in Victorian sensation fiction. Manchester: Manchester U. P., 2018. 241 p.; Heidi L. P e n n i n g t o n. Creating identity in the Victorian fictional autobiography. Columbia: University of Missouri Press, 2018. 239 p.

DOI: 10.31425/0042-8795-2023-5-188-193

Книга Хелены Айфилл «Сотворение характера: теории природы и воспитания в викторианском сенсационном романе» вышла в серии, озаглавленной «Переосмысление XIX века»; в сущности, это общая идея обеих книг, о которых пойдет речь. Попытки по-новому взглянуть на классические романы Ч. Диккенса, Ш. Бронте или У. Коллинза, стремление доказать, что о классике еще не все сказано, нельзя не приветствовать. Другой вопрос, что именно удалось сделать Х. Айфилл и Х. Пеннингтон: предложить новаторское прочтение романов или в очередной раз применить к ним модный метод?

В рецензируемых монографиях, изданных в одном и том же 2018 году и посвященных частным аспектам викторианского романа — формированию характера и идентичности, очевидно просматривается нечто общее — не только в структуре заглавия («Creating character…» / «Creating identity…»), но и в самом принципе подхода к литературе. Ученые рассматривают конкретные, сравнительно узко заявленные проблемы в широком историко-культурном контексте на материале известных текстов: популярных сенсационных романов и романов Диккенса и Бронте, написанных от первого лица и относимых автором к жанру «вымышленной автобиографии» (fictional autobiography). В сущности, обе заявленные задачи сводимы к общему знаменателю — становлению героя в романе. Такая постановка проблемы не может не вызывать самый живой интерес. Викторианский роман подобен домовому из известной фразы П. Вяземского: одна из самых непростых задач — «как обозначить его, как наткнуть на него палец» [Письмо… 1900: 193]. Более шести десятилетий викторианской эпохи, расцвет всевозможных разновидностей романа, которые когда-то тщетно пытались подогнать под законы реалистического направления, огромная дистанция между ранними и поздними викторианцами, самое определение эпохи, говорящее не столько о художественных закономерностях, сколько о хронологии и базирующееся на социологическом подходе, — все это свидетельствует о том, что ученые взялись за недостаточно освещенную теоретическую проблему.

Х. Айфилл рассматривает становление характера в романах У. Коллинза «Бэзил» (в русском переводе 1852 года — «Тайный брак»), «Без имени», «Армадель» и «Муж и жена» и М. Браддон «Наследство Джона Марчмонта», «Тайна индийских офицеров» и «Проигравший из-за любви». В обоих случаях выбор не самых знаменитых произведений не случаен: исследовательница стремится увидеть типологические особенности поэтики в развитии, что невозможно сделать, изучая лишь «Женщину в белом» или «Секрет леди Одли».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2023

Литература

Письмо П. А. Вяземского В. А. Жуковскому от 23 декабря 1824 г. // Русский архив. 1900. Т. 2. С. 192–193.

Цитировать

Самородницкая, Е.И. Helena I f i l l. Creating сharacter: Theories of nature and nurture in Victorian sensation fiction. Manchester: Manchester U. P., 2018. 241 p.; Heidi L. P e n n i n g t o n. Creating identity in the Victorian fictional autobiography. Columbia: University of Missouri Press, 2018. 239 p. / Е.И. Самородницкая // Вопросы литературы. - 2023 - №5. - C. 188-193
Копировать