Город и люди: книга московской прозы
Признаться, не будучи москвичом, я колебался, прежде чем браться за рецензирование этой «книги московской прозы». Однако, пробежав глазами вступительную статью и оглавление, немного успокоился. Поскольку идея книги, принадлежащая поэту и литературоведу В. Перельмутеру, — образ Москвы в текстах писателей-немосквичей. «Идея проста: в начале ХХ века и первой его половине славная московская литература создавалась <…> немосквичами, новоприбывшими, по В. И. Далю, — новожилами» (с. 3).
Пятнадцать авторов, собранных под одной обложкой (Гиляровский, Булгаков, Платонов, Катаев…), действительно, не являются москвичами по jus soli. Хотя мне это обилие немосквичей среди создателей «московской прозы» не кажется чем-то удивительным: Москва всегда притягивала провинциальных литераторов, особенно после превращения в центр нового государства. Еще менее загадочно то, что прозаики, приехавшие «завоевывать Москву», отражали в своих текстах ее быт, архитектуру, нравы. Ведь и «петербургскую прозу» создавали не одни петербуржцы: Гоголь и Достоевский были в Питере такими же новожилами.
Хотя не стоит игнорировать вклад в «московскую прозу» самих москвичей, объявляя Ремизова, Цветаеву и Белого лишь «ярчайшими исключениями» (а в отношении Белого даже оговаривается, что он «куда более прославился «Петербургом», чем «Москвой»» — c.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2010