№12, 1983/Жизнь. Искусство. Критика

Героическое начало в искусстве социалистического реализма

1

Бурное, развитие искусства социалистического реализма выдвигает все новые и новые задачи перед литературной теорией и литературно-художественной критикой. Достижений в области этих гуманитарных дисциплин не следует умалять. Но все-таки приходится констатировать, что мы в своих трудах еще не охватываем всего многообразия развития нашего многонационального художественного творчества. А ведь это задача номер один. Значение теории и критики как инструмента, с помощью которого можно влиять на литературный процесс, в наши дни повышается. Об этом прямо было сказано в решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и в речи Ю. В. Андропова, содержащей программные положения для всей партии, всех работников идеологического фронта.

Расширенный пленум Совета по критике и литературоведению СП СССР, посвященный проблеме теории и художественной практики социалистического реализма (см. отчет в «Вопросах литературы», 1983, N 10), как раз и преследовал цель теснее связать теорию социалистического реализма и вопросы литературной критики с живым литературным процессом, без чего не решить главных задач, выдвигаемых социалистическим строительством, самим ходом истории перед работниками литературы и искусства на современном этапе.

Героическое время, в которое мы живем, накладывает свой отпечаток и на искусство, делая его искусством героического пафоса. Но с достаточной ли полнотой раскрываем мы, критики и теоретики, эту сущность социалистического искусства и связанные с ней его новаторские особенности? К сожалению, нет. Здесь для нас открывается большое поле деятельности.

Не ставя своей целью полностью охватить эту важную проблему, я в своей статье хочу сосредоточить внимание на революционном героическом пафосе нашего искусства, на конкретных фактах показать, как он обогащает социалистический реализм – эту динамически развивающуюся художественную систему нашей эпохи.

2

Социалистическое искусство движется в соответствии с объективными законами истории. Уже в третий период освободительного движения в России искусство сблизилось с самой революционной силой эпохи – с пролетариатом. Это искусство не просто отразило нарастание новой волны общественной активности народа, а в крупных творениях М. Горького, И. Франко, М. Коцюбинского, А. Акопяна, Я. Райниса раскрыло огромные потенциальные возможности, таящиеся в этом «движении самих масс», как назвал его В. И. Ленин в статье «Памяти Герцена». Энергия эпохи питала энергию творческих поисков новых революционных писателей. Социалистическая революция выдвинула такого гигантского поэта, трибуна-главаря, каким стал Маяковский. Затем в советскую литературу волна за волной входят новые таланты. Круг их расширяется. Каждая нация (большая или малая), каждый народ, равноправный в Стране Советов, выдвигает своих писателей.

Эпоха невиданных перемен открывает перед ними ясную цель, вооружает их ясным идеалом. Идеал этот возвышенный и в то же время реальный – коммунизм!

Социалистическое искусство составило целый этап в развитии искусства мирового и открыло перед ним невиданные возможности. Мы знаем, что делает это искусство действенным и исторически перспективным. Источником своего развития оно имеет гигантские изменения, которые происходят в Стране Советов, в странах социалистического содружества. О внутренних возможностях революционного искусства ясно свидетельствует и эстетический опыт народов в странах, вступивших на путь национально-освободительной борьбы, и опыт стран социалистической ориентации.

Есть и другой источник революционной силы искусства социалистического реализма. Это новый человек — высокоразвитая личность, сформированная совокупностью новых общественных отношений. Вот новый герой истории! Преобразовывая действительность, он созидает и самого себя. На этой почве и рождается в художественном творчестве и осознанный историзм, и новый психологизм, и новый гуманизм, и новый героизм, и созидательный пафос. При социализме впервые в истории и воля личности, и поступательный ход истории стали взаимодействовать как силы, диалектически дополняющие друг друга. Сфера проявления человеческой сущности при социализме необыкновенно расширяется, и сам человек стал средоточием не только нового типа общественных отношений, но и всех возможностей нашей общественной формации. На этой основе в социалистическом искусстве рождается и обретает глубину и зрелость исторический оптимизм.

Новый человек и его богатейший духовный мир, все умножаемый в процессе преобразовательной деятельности, является в социалистическом искусстве и объектом познания, и высшей целью художественного творчества. Горьковский афоризм: «Все – в человеке, все для человека!» – наполняется новым реальным содержанием. Раскрывая богатый духовный мир нового человека, социалистическое искусство ставит перед собой задачу – помочь созидателю и творцу осознать свои героические деяния, чтобы стать еще лучше, еще совершеннее.

Говоря о героической сущности социалистического искусства, мы не должны забывать и о третьем его источнике – новом типе художника, сформировавшемся в огне революционных боев и социалистических преобразований. Дм. Фурманов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Островский, Л. Леонов, Вс. Вишневский, Б. Лавренев, А. Малышкин, Е. Чаренц, И. Ле, А. Головко… Эти имена известны всем. Фадеев говорил: «Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему» 1.

Главное свойство художника, рожденного революцией, – это высота его точки зрения, осознанный историзм, в котором отражаются чаяния и стремления народа. Для художника социалистического реализма в прекрасном, открытом в жизни, всегда проявляются потенциальные возможности человека-борца и созидаемой им революционно преобразованной действительности; Высшая цель творчества, говорил А. Толстой, – из хаоса жизни, из кипящей нашей действительности «высечь… лицо человеческое», создать образ героя и в виде типа вернуть его массам и таким образом взять «жизнь на буксир». Социалистическое искусство своими средствами участвует в преобразовании мира. Это действенное искусство. Художник социалистического реализма знает, что положительное в жизни (и в произведении) не может выявить свою силу, если оно не вступит в решительную борьбу со всем отрицательным, что мешает победе социализма и коммунистической нравственности. Запечатлевая красоту нового мира, социалистическое искусство становится активной силой, поэтизирует героя – борца и преобразователя, обличает безобразное. Социалистический реализм – это новый тип художественного сознания, который возвышает человека, мобилизует его волю и стимулирует формирование его коммунистических убеждений. Вот почему значение художественного творчества, литературы и искусства в период зрелого социализма возрастает. Вместе с тем возрастают и требования общества к художественному творчеству.

3

Сама действительность предоставляет в распоряжение социалистического художника все виды героических деяний, совершаемых как в повседневной жизни, так и в исключительных ситуациях. Главная цель, которую стремится достичь художник, когда он изображает подвиг, – раскрыть истоки героизма.

Еще в 1931 году Горький говорил о необходимости искусства больших обобщений: «Действительность – монументальна, она давно уже достойна широких обобщений в образах», – и советовал поискать новые способы «изображать героическую современность более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойным ее тоном» 2.

С тех пор наши литература и искусство прошли большой путь развития и выработали емкие синтетические формы художественного обобщения во всех видах творчества, о которых говорил Горький. Их широту и монументальность породило стремление раскрыть во всей эпической мощи революционные изменения, происходящие в нашей стране, созидательную работу рабочих, крестьян, интеллигенции. Возник новый вид романа-эпопеи, в котором глубокий историзм, изображение революционной ломки общественных отношений сочетаются с созданием художественных типов, представляющих все классы, участвующие в событиях. Писатели показывают, как формируется сознание, проявляется созидательная мощь народа – главной силы, определяющей ход истории, главного героя нашей литературы. Все формы героизма получают отражение в широком полотне романа-эпопеи. Такие романы созданы во всех советских многонациональных литературах («Абай» М. Ауэзова, «Кровь и пот» А. Нурпеисова, «Священная кровь» Айбека, «Полесская хроника» И. Мележа, «Потерянный кров» Й. Авижюса и др.).

Движение истории и судьбы народные раскрываются в романах-эпопеях, созданных в литературах стран социалистического содружества. Достаточно вспомнить трилогию М. Пуймановой «Люди на перепутье», «Игра с огнем», «Жизнь против смерти», романы Г. – Караславова «Простые люди» и Е. Станева «Иван Кондарев», Я. Ивашкевича «Хвала и слава» и А. Зегерс «Решение». Д. Марков верно заметил, что в этих романах «героическое выступает не в готовой схеме, а в живом, нередко трудном процессе становления. Внимание сосредоточивается не столько на внешнем описании поступков людей, сколько на раскрытии этических стимулов, движущих этими поступками и как бы озаряющих величие и красоту героизма» 3.

Известно, что ив мировой литературе наиболее значительные обобщения в изображении главных явлений истории XX века достигнуты художниками, ставшими на путь социалистического реализма. Их романы-эпопеи пронизаны пафосом революционной борьбы: «Коммунисты» Л. Арагона, трилогия К. Причард «Девяностые годы», «Золотые мили», «Крылатые семена», дилогия Ж. Амаду «Земля золотых плодов», роман Дж. Олдриджа «Пленник чужой страны» и др.

Стремление к монументальным выразительным формам обобщения, соответствующим грандиозности действительности, рельефно проявилось в киноискусстве, создавшем такие героические ленты, как «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, «Мать» Вс. Пудовкина, «Чапаев» братьев Васильевых, трилогию о Максиме Л. Трауберга и Г. Козинцева, «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича, «Великий гражданин» Ф. Эрмлера. В этих фильмах крупно показаны и героические события, и типы героев, опоэтизированы социалистическая революция и социалистическое созидание.

В драматургии широкомасштабность писательского обобщения привела к созданию нового вида монументальной народно-героической драмы («Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Гибель эскадры» А. Корнейчука). Трагическая коллизия становится формой выражения героического. Это свойство социалистического искусства с особой силой проявилось в драматургии периода Великой Отечественной войны («Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука).

Социалистическое искусство художественно многообразно по своей природе, и нам нет надобности связывать художественные открытия с какой-либо одной формой обобщения. Все в нашем искусстве находится в динамическом развитии и обновлении.

На каждом этапе развития в социалистическом искусстве изменялось – в связи с историческим процессом художественного освоения нового – соотношение субъективного и объективного, вырабатывались новые принципы типизации, происходил процесс обновления художественных средств, развивалось стилевое богатство. Общим оказывалось одно свойство: чем глубже искусство проникало в тайники жизни, новые противоречия, тем пафоснее звучала в нем идея утверждения социалистических форм бытия, масштабнее становилось изображение героического дела народа, его подвига, проявленного на трудовом и ратном фронте, ярче раскрывался духовный мир героя.

Необходимо рельефно подчеркнуть очевидную истину: социалистическому искусству не противопоказаны ни интимная лирика (в этом жанре созданы классические произведения – скажем, «Гренада» М. Светлова, «Землянка» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова), ни исполненные глубокого психологического и социального трагизма произведения – например, «Потерянный кров» Й. Авижюса, где показано, как человеческое в условиях фашистской оккупации проявляется в душе Гедиминаса и выводит его на верную дорогу.

Валено иметь в виду, что на каждом этапе своего развития социалистическое искусство смело вторгалось в новые противоречия, в острые, зачастую трагические коллизии, показывало крупным планом борьбу нового со старым. Все формы этой борьбы: открыто классовые, когда противоположные силы шли грудь на грудь («Чапаев»), глубоко скрытые, когда враг всячески маскировал свою сущность (Грацианский в «Русском лесе»), – все формы этой борьбы социалистическое искусство исследовало и показало в своих произведениях и делало при этом новаторские открытия. Подчеркнем, что новаторство социалистического искусства с особой силой сказалось в целостности, внутренней завершенности восприятия мира художником и созданной им картины. Мировосприятие художника не расходилось с ходом истории. Показывая в своем произведении кусок жизни, кипящей противоречиями, характерными для своего времени, художник социалистического реализма видел в этих противоречиях рождение новых сил, сил созидания и обновления. Все его симпатии были на их стороне. И борьба противоречивых сил истории в его произведении имела ясную перспективу, глубоко, правдиво, в целостном виде отражала движение истории, ее поступательный ход («Тихий Дон» М. Шолохова).

Масштабность и монументальность образных обобщений – яркая особенность искусства социалистического реализма. Оно утверждает и поэтизирует новый вид прекрасного: героический подвиг во имя великой цели – коммунизма.

Надо сказать, что масштабная монументальность в искусстве социалистического реализма достигается самыми различными способами, но главным образом – посредством подчеркивания, выделения самого характерного и в событиях, и в свойствах личности, совершившей или совершающей подвиг.

Масштабность обобщений подлинного искусства и его величественную монументальность нельзя смешивать с помпезностью, которая, к сожалению, проявлялась в некоторых произведениях нашего искусства 50-х годов. Помпезность – идеализация внешняя, поверхностная, и она не имеет ничего общего с задачей настоящего искусства: раскрыть сущность народного подвига.

Только художественный анализ явления, взятого в его целостности, и дает писателю, художнику возможность достичь в своих обобщениях исторической высоты и глубокой выразительности. При таком целостном подходе даже и одна характерная черта явления, героя, взятая в диалектической связи с крупными историческими событиями, может дать яркое художественное представление о событиях и героях прошлого и настоящего.

Сходным путем – выделением доминирующей черты, – строится образ в народном творчестве. Об этом ярко говорил Горький в своем докладе на Первом съезде советских писателей. Он подчеркивал, что «тот же фольклор в наши дни возвел Владимира Ильича Ленина на высоту мифического героя древности, равного Прометею» 4.

  1. А. Фадеев, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 4, М., Гослитиздат, 1960, с. 525.[]
  2. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, М., Гослитиздат, 1953, с. 52, 53.[]
  3. Д. Марков, Проблемы теории социалистического реализма, изд. 2-е, дополненное, М., «Художественная литература», 1978, с. 396.[]
  4. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27, с. 312.[]

Цитировать

Новиков, В. Героическое начало в искусстве социалистического реализма / В. Новиков // Вопросы литературы. - 1983 - №12. - C. 3-30
Копировать