№5, 1968/На темы современности

Единство компонентов

Коллективные обозрения литературных журналов – какие бы формы они ни носили – всегда полезны. Хозяйство журналов – многоотраслевое и должно быть рассмотрено со многих сторон. Важно при этом, чтобы профессиональный подход к ведению журнального дела сочетался с широкими интересами читательской общественности. И то, что сегодня в заседании принимают участие и обсуждаемые – те, кто делает журнал, – и обсуждающие, может быть, осложняет выбор нужной в таких случаях интонации, но имеете с тем позволяет читателю судить о степени объективности суждений.

Основное обозрение «Знамени», сделанное Г. Бровманом, в целом верно характеризует журнал. Со многими его положениями и оценками можно согласиться. Жаль только, что на самый существенный вопрос – где место журнала «Знамя» в литературном процессе? – Г. Бровман не дал определенного ответа. Мне же представляется это главной задачей собравшихся здесь. В самом деле, анализировать каждое отдельное произведение, а их сотни было в году, нет никакой возможности. Мы читали «Знамя» и в прежние годы, специально просмотрели комплект за минувший год, видели также две первые книги за нынешний год, – на основе всего этого мы вправе вынести общее суждение о месте журнала в литературном развитии.

Рассуждения о традициях ЛОКАФа, о пристрастиях журнала к военно-патриотической или военно-героической теме – сколь она ни значительна – сегодня, мне кажется, носят характер инерции, идут от былого. За последние годы и в жизни и в литературе произошли серьезные изменения, раздвинулись горизонты наших журналов. И если мы будем рассуждать по-старому, неизбежно принизим значение журнала «Знамя», обедним его, отдадим целиком в ведомство Воениздата. Тогда как роль «Знамени» в литературе и шире и весомей.

Мне не понравился в выступлении Г. Бровмана излишек раздражительности, – местами это у него прорывается. Особенно когда он говорит намеками, не раскрывая полностью своей мысли. Или когда говорит более определенно о таких понятиях, как «добро» и «доброта», на основе маленькой цитаты. Эти понятия в мире человековедения, в этическом плане очень значительны и требуют к себе бережного отношения. Раздражительный тон здесь не помогает. Дело в том, что накопилось много понятий, терминов, вопросов, которые, к сожалению, не находят углубленной разработки в литературной критике, а большей частью один раздражительный отклик сменяет другой раздражительный отклик, и в конце концов вопрос остается на месте, а стороны – при своих мнениях.

Понятия общечеловеческого и классового, интернационального и национального, а также их взаимодействие, если и ясны теоретически, то в жизни и в искусстве не выступают в столь чистом виде, а зачастую в запутанных и сложных переплетениях, наслоениях.

Словом, здесь есть простор для серьезных литературно-критических исследований.

Далее, когда Г. Бровман начинает судить о литературной критике в «Знамени», голос его звучит приглушенно, словно с цицероy переходит на нонпарель. Высказав ряд верных соображений, критик покидает их на полпути, воздерживаясь от выводов, не ставя точки над «i».

Мы не можем рассматривать журнал «Знамя» в отрыве от состояния литературы в целом. И должны признать, что в минувшем году, к сожалению, особо выдающихся произведений, отвечающих духу времени, духу юбилейного года, у нас не было. Журнал «Знамя» при выборе материала, наверное, испытывал такие же трудности, что и множество других журналов. Естественно, в каждом из нас появилось немало произведений, занявших свое место в литературном движении. Это не исключает того, что и читатели и литераторы ждали большего. Но желаемое не всегда осуществляется. В литературе бывают периоды накоплений, исканий, освоений, обновления художественного вооружения, отступления в документальность, мемуарность. С этим нельзя не считаться.

Что же напечатал журнал? По-моему, много вполне добротных вещей. Г. Бровман выделяет из всей прозы повесть Н. Евдокимова «Необходимый человек». Я же считаю, что рядом с нею могут стоять и другие видные публикации журнала: «Деревенский детектив» В. Липатова, новая часть третьей книги известного романа В. Смирнова «Открытие мира», «Щедрый вечер» М. Стельмаха, «Ожерелье для моей Серминаз» даргинского писателя А. Абу-Бакара, «Мальчик в лесу» Э. Шима.

Из малых форм прозы я бы выделил рассказы того же В. Липатова, Д. Гранина, В.

Цитировать

Гайсарьян, С. Единство компонентов / С. Гайсарьян // Вопросы литературы. - 1968 - №5. - C. 30-35
Копировать