№1, 2021/Книжный разворот

Е. А. Ермолин. Обнуление очевидностей. Кризис надежных истин в литературе и публицистике ХХ века: Монография

Задача восстановления вербального следа своего присутствия в мире всегда интересна, при этом интерес возрастает многократно, когда мы имеем дело с известным критиком, эссеистом, историком культуры, блогером. Евгений Ермолин родился в 1959 году, и в этой книге он прослеживает изменение литературного, литературно-публицистического пространства с течением жизни. Отбирая некогда написанные им тексты, Ермолин актуализирует их и создает обобщающую панораму из дня сегодняшнего. Возвращаясь в ХХ век, он концентрируется на двух «ристалищах», связанных с советским проектом и русским постмодернизмом.

Автор знает борьбу «слова живого, мотивированного великой традицией и пережитого экзистенциально,  и слова мертвого, идеологически препарированного, но претендовавшего на монопольную всемирно-историческую истинность» (с. 5). Он пережил и «экстаз свободного слова» конца 1980-х  начала 1990-х, и осознание прекраснодушия этого экстаза, «непоправимого кризиса самодостаточных истин и самодовлеющих слов» (с. 6). В конце ХХ века развернулась «перипетия русского литературно-медийного постмодернизма» (с. 6). Теперь для Ермолина это наглядный симптом гибели авторитетного слова, что 25 лет назад предугадать было сложно. Он ощущает себя участником и — «подопытным кроликом этой эпохальной инверсии, ироническим протагонистом» (с. 6). (Смелые образы и сильные выражения  неотъемлемая часть монографического исследования.)

В основу книги положены как литературно-критические статьи, публиковавшиеся в журналах «Дружба народов», «Знамя», «Континент», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», так и представленные впервые. При этом нет ощущения сборника  монография читается как единое целое. Поставленные даты удивляют: неужели прошло 30–20–10 лет?

Советскому проекту посвящена первая глава «Мифы, пророчества, свидетельства». Она начинается с историко-культурной экспозиции, посвященной модернизму. Далее рассмотрена ситуация России как словоцентричного, литературоцентричного общества («Россия как литература в контексте исторической катастрофы») и редукция амбиций грандиозных литературных заявок к концу века. Автор возвращается к текстам начала ХХ века, создающим контекст глобальной катастрофы («Петербург» Белого как метафора финала, «Двенадцать» Блока как репетиция апокалипсиса). Переходит к текстам о парадоксе автора «Тихого Дона», о человеке в мире Шаламова, об экранизации 2012 года романа «Жизнь и судьба» Гроссмана, о человеческом у Виктора Некрасова. Обращается к теме контркультуры на примерах Булата Окуджавы, Юрия Казакова, Алеся Адамовича. Статья «Смерть героя и смерть эпоса. Эпический мир русского Севера в прозе Владимира Личутина» была написана в стол («по советским нормам непроходная»): «Вроде и нет там никакой анти­советчины  но дух, но подход, но метод…» (с. 69).

Сильны поколенческие ноты: «Все мы заложники своей эпохи. У каждого поколения своя судьба, своя проблемная повестка дня» (с. 63). Я познакомилась с Евгением Анатольевичем совсем недавно  на его лекции для студентов, и в книге видишь то же стремление передать опыт, что и в университетской аудитории: «Сегодня трудно объяснять новым поколениям, как непросто давалась такая простота в советском мире  не только жестоком, но и криводушном, лицемерном» (с. 64).

Хороши уроки критического разбора в статьях «Сон о красном тереме» (о книге Владимира Бондаренко «Дети 1937 года»), «Проханов: идеолог-оккультист» (о «неглубоком оккультно-магическом синкрезисе» у Александра Проханова  с. 159), «Бородин: смерть коммуниста» («Писатель-лагерник, ставший апологетом советской номенклатуры! Возможно ли такое?», с. 162).

Поняв намерения и ориентиры Ермолина («возможность соединить жизненный стаж, осязательный опыт контакта с советской действительностью  и глобальность перспективного видения», с. 166), мы переходим ко второй главе «Горизонты свободы». В ней  несколько текстов 1990-х. Автор решил не сглаживать пафос при изложении концепции культурной динамики литературно-публицистического процесса: жар полемики остыл для него, но не для читателя.

Статья с красноречивым названием «На постое у времени» дает ощутить индивидуальность размышлений о жизни в искусстве. Только умудренный способен к столь нелицеприятным диагнозам: «Между кладбищем и свалкой:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2021

Цитировать

Егорова, Л.В. Е. А. Ермолин. Обнуление очевидностей. Кризис надежных истин в литературе и публицистике ХХ века: Монография / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2021 - №1. - C. 280-286
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке