№7, 1958/Обсуждаем вопросы преподавания

Два пособия по западноевропейской литературе XVIII века

З. Либинзон, Лекции по зарубежной литературе XVIII в. Немецкая литература XVIII в., Горький, 1955; 122 стр. (переиздано в 1957 году в Москве Учпедгизом: З. Либинзон, Учебное пособие по истории зарубежной литературы XVIII века. Немецкая литература, 140 стр.); З. Либинзон, И. Финкельштейн, Лекции по зарубежной литературе XVIII века. Английская литература, Горький, 1957, 162 стр.

Среди ряда учебных пособий по зарубежной литературе, появившихся за последние годы, заслуживают серьезного внимания два небольших выпуска, посвященных западноевропейской литературе XVIII века, изданные Горьковским государственным педагогическим институтом имени М. Горького для студентов-заочников.

Авторы поставили перед собой задачу в ясной, доступной форме рассказать об основных явлениях литературы Просвещения в Англии и Германии. Эти два раздела, однако, представлены неравноценно.

Наибольший интерес представляет выпуск 1957 года, включающий общее введение в историю литературы XVIII века и характеристику выдающихся английских писателей этой эпохи: Дефо, Свифта, Ричардсона, Фильдинга, Смоллета, Шеридана, Бернса.

И. Финкельштейн, автор «Введения», четко и выразительно характеризует основные черты идеологии Просвещения, важнейшего этапа в развитии западноевропейской культуры после эпохи Возрождения. Автор опирается в этой характеристике на известные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Заслуживает внимания обращение автора к работам Г. В. Плеханова, которые нередко остаются вне поля зрения наших литературоведов. А между тем Г. В. Плеханов посвятил ряд исследований XVIII веку. Здесь можно было бы обратиться не только к работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», на которую ссылается автор, но еще в большей степени к главам о Гольбахе и Гельвеции в «Очерках по истории материализма», где дается блестящая характеристика мировоззрения просветителей XVIII века.

Суммарно охарактеризовав западноевропейскую литературу XVIII века в целом, И. Финкельштейн далее переходит к конкретным явлениям английской литературы и правильно, опираясь на работы советских литературоведов, намечает основные этапы развития литературы в этой стране.

Другая вводная глава – к разделу, посвященному литературе немецкого Просвещения, – вызывает ряд возражений. З. Либинзон оперирует некоторыми установившимися в нашем литературоведении понятиями и положениями, однако нередко вульгаризирует их, упрощенно излагая историко-литературный процесс в Германии.

Приведя высказывание К. Маркса о том, что «добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров», З. Либинзон распространяет эту характеристику на всю немецкую просветительскую литературу XVIII века, не замечая, что этому противоречат приведенные им в следующем абзаце слова Ф. Энгельса о «великой эпохе немецкой литературы» (стр. 8). Обращаясь к идее воспитания гармонической личности, автор также считает, что «в этом с наибольшей силой сказалась бюргерская ограниченность немецких просветителей» (стр. 7). Слов нет, проповедь воспитания отражала черты исторической ограниченности Германии. Но ведь в этом была и другая сторона – пафос утверждения человеческого достоинства, высокий просветительский гуманизм Гёте и Шиллера.

Так же односторонне-упрощенно З. Либинзон говорит здесь о положительном герое немецкой литературы (стр. 7). Вместо постановки вопроса о сложном и противоречивом раскрытии положительных идеалов в программном герое XVIII века автор указывает лишь на слабость положительных образов немецкой литературы той поры. Едва ли можно согласиться с такой трактовкой образов Карла Моора, Вильгельма Телля или Фауста.

Проблема положительного героя в литературе Просвещения очень бегло намечена и в упомянутой уже выше вводной главе И. Финкельштейна. Остается, в частности, недоказанным тезис, выдвинутый на стр. 9 общего введения:

Цитировать

Тураев, С. Два пособия по западноевропейской литературе XVIII века / С. Тураев // Вопросы литературы. - 1958 - №7. - C. 189-193
Копировать