№12, 1961/Литературная учеба

Большой советский ученый (Памяти А. И. Белецкого)

На семьдесят седьмом году жизни 2 августа нынешнего года скончался Александр Иванович Белецкий, выдающийся советский литературовед, академик двух академий, всесоюзной и украинской. Несмотря на то, что он ушел от нас в преклонном возрасте, с полным основанием можно говорить о преждевременной его смерти – преждевременной потому, что смерть настигла его хотя и физически изможденным, ослабевшим телесно, но крепким и сильным духовно» трудившимся с той же творческой энергией, какая присуща ему была в его повседневной напряженной работе, и с той же остротой и свежестью мысли, какие отличали его лучшие исследовательские и критические труды на протяжении более полувека. Мы ждали от него новых выступлений и в печати, и в устных докладах, таких же значительных, блестящих по форме выражения, как и его прежние, и наши ожидания не обманули бы нас, если бы ему суждено было остаться в живых. Умер он, только что, за несколько часов до смерти, закончив очередную критическую статью.

Жизнь Александра Ивановича и его научная и педагогическая деятельность почти целиком прошли на Украине – сначала в Харькове, затем в Киеве, но имя его и труды пользовались большим признанием и уважением всюду, где живы были интерес и внимание к литературоведческой мысли. Он никогда не был за рубежом, но и там его хорошо знали и высоко ценили как ученого.

А. И. Белецкий принадлежал к той избранной категории литературоведов, которым по праву может быть присвоено высокое звание словесника и генеалогия которых ведется от общего учителя всех подлинных словесников – от Буслаева; Глубина и основательность научного анализа, способность эстетического вчувствования в литературный материал и стилистическое мастерство в его передаче читателю или слушателю – все это завещано было Буслаевым тем, кто стремился быть мастером литературной науки, а не ее ремесленником, и всё это с самого начала научного пути А. И. Белецкого стало для него непререкаемым требованием, предъявлявшимся им прежде всего к самому себе. Наряду с буслаевской школой в научном воспитании А. И. Белецкого немалую роль сыграла харьковская школа Потебни как теоретика литературы.

Усвоение традиций обеих этих школ определило широту литературных интересов А. И. Белецкого, в кругозор которого входили выдающиеся ценности мирового художественного слова всех эпох, начиная от античности и кончая современностью, в аспекте как историко-литературном, так и теоретическом.

Богатейшая литературная эрудиция, высота эстетической культуры А. И. Белецкого, его общая талантливость в первые же годы после Октябрьской революции стали на службу Советской Украине, где прошли годы его университетского учения и где он начал свою преподавательскую работу в Харьковском университете и в других высших учебных заведениях Харькова, и – после Октября – продолжал ее в Харьковском театральном институте и >в красноармейской театральной студии параллельно с энергичной работой в театральном отделе политпросвещения Народного комиссариата просвещения, Украина нуждалась в квалифицированных культурных кадрах, способных удовлетворить все более возраставшие после революции потребности приобщающейся к миру искусства, литературы советской молодежи. Нива тут была богатая, но делателей на ней было мало, и А. И. Белецкий оказался в первых рядах тех, кто с большим багажом знаний и с большой охотой, включился в просветительную работу на Украине.

В особую заслугу А. И. Белецкому в первую очередь следует поставить его работы по украинской советской литературе. Он проявил тут не только большое художественное чутье, но и живую восприимчивость к тому новому, что порождено было всем ходом исторических событий, связанных с Октябрьской революцией. А. И. Белецкого привлекает молодая украинская советская поэзия и украинская советская проза, и он пишет статьи о творчестве Тычины, Сосюры, Миколы Вороного, Рыльского, Копыленко, Панча, а в дальнейшем о выдающихся классиках украинской литературы XIX – начала XX века, а также о старинной украинской литературе и старинном украинском театре. Частично в переработанной редакции, эти статьи вошли в двухтомный сборник статей А. И. Белецкого «Від давнини до сучасності («От старины до современности», 1960).

А. И. Белецкий один из первых высоко оценил творчество Тычины, подтвердив эту оценку тонким анализом его поэтических сборников. Говоря о зарождении украинской советской литературы, Александр Иванович писал в своей машинописной автобиографии; «Едва ли не первою моей любовью в этой области был Тычина, автор «Солнечных кларнетов», сборники «Вместо сонетов и октав», «Плуга» – книг, поразивших меня, уже напитанного впечатлениями и от русской поэзии, и от поэзии западной, своим своеобразием и новизной. Я читал и (перечитывал их, был одним из первых критиков Тычины». На взгляд А. И. Белецкого, Тычина «не только мастер звука, чудесный лирик, певец природы, философ», но и «поэт революционной эпохи, и книги его – драгоценный документ для ознакомления с настроениями украинской крестьянской интеллигенции в эту эпоху». Через тридцать лет, вновь обратившись к поэзии Тычины и расширив свой анализ привлечением того, что создано было поэтом за эти десятилетия, А. И. Белецкий повторил первоначально данную им высокую оценку его творчества. Следя вообще за развитием украинской советской литературы, Александр Иванович время от времени возвращался к тем именам, о которых он говорил раньше, чаще всего к Рыльскому.

Необходимо подчеркнуть, что в своих работах, так или иначе касающихся украинской литературы всех периодов ее развития, А. И. Белецкий неоднократно сосредоточивался на вопросе о связях и взаимоотношениях ее с литературой русской. Следует заметить, что иод его пером украинская литература при этом не теряла черт присущего ей национального своеобразия и не превращалась лишь в переимчивую ученицу русских писателей, как это получалось у некоторых усердных выискивателей русских литературных влияний во что бы то ни стало, вопреки здравому смыслу и очевидности.

Большое количество статей напечатал А. И. Белецкий по русской литературе и ко литературе зарубежной разных периодов – на русском и украинском языках (библиографию трудов его см. в брошюре из серии «Вчені Украінської РСР» – «Олександр Іванович Білецький», Изд. АН УССР, Киев, 1959).

Цитировать

Гудзий, Н. Большой советский ученый (Памяти А. И. Белецкого) / Н. Гудзий // Вопросы литературы. - 1961 - №12. - C. 187-192
Копировать