№12, 1979/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Беседа с литераторами

Публикуемое ниже выступление М. Горького о критике представляет собой часть стенограммы – машинопись с правкой автора и его пометой «Б. с лит.», которую можно расшифровать так: «Беседа с литераторами». Стенограмма начинается с листа 20, лист 21 в тексте отсутствует, чем и объясняется пробел в изложении. Стенограмма хранится в Архиве А. М. Горького (РПГ-3 – 26 – 1), куда поступила из личного архива писателя.

Запись беседы с Горьким сделана в марте 1934 года. 7 марта этого года открылся III всесоюзный пленум Оргкомитета Союза советских писателей. Горький должен был выступить на нем, но заболел. Тем не менее 9 марта он беседовал у себя дома с руководителями всесоюзного Оргкомитета и председателями республиканских оргкомитетов. «Литературная газета» и «Вечерняя Москва», сообщая об этой беседе, отметили, что Горький остро поставил вопросы текущей литературной жизни. Вскоре после этого Горький принял участников литературного объединения при издательстве «Советская литература». По просьбе писателя их привез в Горки руководитель объединения К. Горбунов.

Речь в беседе шла об основных задачах литературы и критики. Горький говорил об элементах, которыми, по его мнению, почти полностью исчерпывается содержание понятия «литература»: теме, идее, языке, сюжете и стиле. Большое внимание он уделил реализму, как самому широкому и плодотворному течению XIX-XX веков.

Мысль о «глубоко ответственной работе» критика сочеталась в его выступлении с призывом не торопиться устанавливать «бесспорные истины»: «Эта поспешность фабрикации бесспорностей особенно свойственна критикам и весьма вредно отражается на работе беллетристов» 1.

Некоторые шероховатости стиля публикуемой стенограммы свидетельствуют о нездоровье Горького. Этим же объясняется, видимо, незавершенность беседы: пометы машинистки на последней странице текста говорят о том, что разговор был оборван или перешел на другую тему. Горький использовал это выступление, выправив его впоследствии. Правка на публикуемой нами части стенограммы относится к концу 1934 – началу 1935 года.

22 апреля 1934 года в нескольких центральных газетах, в том числе в «Правде», появилась статья Горького «Беседа с молодыми», во многом построенная на материале первой половины стенограммы (лл. 1 – 19). Вслед за ней, видимо, должна была увидеть свет «Беседа с литераторами». Необходимость ее публикации особенно возросла в связи с подготовкой пленума правления Союза писателей по критике, которая началась в конце 1934 года. В сентябре – октябре этого года А. С. Щербаков обратился к Горькому с просьбой высказать мнение по ряду вопросов, связанных с развитием литературной критики и организацией пленума.

В середине февраля 1935 года Горький получил от Щербакова тезисы доклада И. Беспалова «Состояние и задачи литературной критики» и содокладов А. Афиногенова «Театральная критика» и М. Шагинян «Чего ждет писатель от критики». Горький высказал свои замечания по поводу этих материалов. В конце февраля 1935 года Щербаков сообщил Горькому, что Афиногенов и Беспалов внимательно отнеслись к замечаниям и уже сделали соответствующие поправки в своих докладах. Он просил также, чтобы Горький перед II пленумом правления Союза писателей побеседовал с докладчиками. Возможно, готовясь к этой беседе и к пленуму, Горький заново прочитал и выправил стенограмму, сделав на ней помету:«Б[еседа] с лит[ераторами]», которую можно считать заглавием машинописи.

II пленум правления Союза советских писателей открылся 2 марта в Большом зале Комакадемии. Горький выступил с речами 2 марта – на открытии пленума и 7 марта – на заключительном заседании. Речи Горького были напечатаны в газетах «Правда» и «Известия». «Беседа с литераторами» осталась неопубликованной.

«Объяснение социального значения произведения литературы – дело критики», – сказал Горький 22 августа 1934 года на Первом съезде писателей. В непосредственной связи с этим высказыванием находятся его размышления о большом философском содержании и высоком нравственно-эстетическом потенциале русской революционно-демократической критики XIX века. В качестве примера он приводит статью Н. Добролюбова о «Грозе» А. Островского – «Луч света в темном царстве», в которой критик сделал вывод о неминуемом конце самодурства, о шаткости «тёмного царства». Статьи Добролюбова для Горького – образец критики, распознающей типическое в обыденном, характерное в быстротекущем потоке действительности.

Проблеме типичности и ее освещению в критике посвящена вторая часть «Беседы с литераторами». Горький призывает критиков развивать лучшие традиции русской классической литературы. Говоря о технике писательского мастерства, Горький обращается еще к одному вечному источнику – сокровищнице народного творчества. Он советует внимательно изучать сказки русского Севера, в том числе собранные О. Э. Озаровской, ибо в них хорошо сохранился чистый русский язык.

  1. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27, Гослитиздат, М. 1953, стр. 210.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1979

Цитировать

Горький, М. Беседа с литераторами / М. Горький // Вопросы литературы. - 1979 - №12. - C. 349-358
Копировать