Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд»
С каждой новой главой романа крепнет ощущение, что Андрей Волос работает в поле альтернативной биографии и безальтернативной истории. На первый план выходят деланое благонравие и политтехнологии в стиле «Игры престолов», где ненависть «горит вечным пламенем». При этом для написания эпической поэмы об эмире нужно «обглодать немало кочерыжек», а метафора «власть = саранча» очень подходит для современных управленцев: один эмир — один кузнечик, десять эмиров — десять кузнечиков… Даже в актуальном освещении общие моменты истории похожи друг на друга. Сложно повернуть миропорядок вспять, если важно жизнеподобие. Эпизод с убитой Анушей очень выгодно смотрится на фоне, скажем, расстрела талибами девочки за учебу в школе. А гуру-модник, у которого накидка сшита из тряпья великих мудрецов, куда как зря не дожил тысячи лет до эстетики постмодерна.
Но образ царя поэтов вместил значительно больше вольностей из-за темных пятен в биографии. Джафар не воплощает собой тип чистокровного восточного мудреца и не бунтует в режиме нон-стоп — он старается сохранить систему внутренних координат, даже когда внешних уже не видит. Лично мне особенно импонирует то, что слепота Рудаки не кажется «сильным ходом» по умолчанию.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014