№3, 2014/Литературное сегодня

Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд»

С каждой новой главой романа крепнет ощущение, что Андрей Волос работает в поле альтернативной биографии и безальтернативной истории. На первый план выходят деланое благонравие и политтехнологии в стиле «Игры престолов», где ненависть «горит вечным пламенем». При этом для написания эпической поэмы об эмире нужно «обглодать немало кочерыжек», а метафора «власть = саранча» очень подходит для современных управленцев: один эмир — один кузнечик, десять эмиров — десять кузнечиков… Даже в актуальном освещении общие моменты истории похожи друг на друга. Сложно повернуть миропорядок вспять, если важно жизнеподобие. Эпизод с убитой Анушей очень выгодно смотрится на фоне, скажем, расстрела талибами девочки за учебу в школе. А гуру-модник, у которого накидка сшита из тряпья великих мудрецов, куда как зря не дожил тысячи лет до эстетики постмодерна.

Но образ царя поэтов вместил значительно больше вольностей из-за темных пятен в биографии. Джафар не воплощает собой тип чистокровного восточного мудреца и не бунтует в режиме нон-стоп — он старается сохранить систему внутренних координат, даже когда внешних уже не видит. Лично мне особенно импонирует то, что слепота Рудаки не кажется «сильным ходом» по умолчанию.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014

Цитировать

Логинов, И. Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд» / И. Логинов // Вопросы литературы. - 2014 - №3. - C. 122-124
Копировать