№4, 1970/Обзоры и рецензии

Актуальная тема современности

«Ленин в литовской литературе». Сборник статей. Под ред. В. Кубилюса, «Вага», Вильнюс, 1970, 408 стр. (на литовском языке).

Ленин – неисчерпаемая и вечно живая тема. Глубоко прав Ю. Марцинкявичюс, когда пишет, что «тема Ленина и революции – не тема вековой или полувековой давности, не историческая тема, а самая актуальная тема сегодняшнего и завтрашнего дня не только для нас, художников страны социализма, а для значительной части художников всего мира. Иначе и быть не может: Ленин и революция, человек и действие, а если еще точнее расшифровать это понятие – народ и его борьба, народ и его труд. Вот та почва, которая вынашивает и рождает каждое истинное произведение искусства».

Ленинская тема занимает важное место в литовской советской литературе. Первым произведением литовской Ленинианы было стихотворение А. Регратиса «Демонстрация протеста (12.V.1923)», Важное место занимает тема Ленина в поэзии Б. Пранскуса-Жалёниса. «На 30-градусном морозе, – вспоминает поэт, – я простоял всю ночь в очереди, чтобы проститься с Лениным и затем участвовать в похоронной процессии. Я был тогда молодым, начинающим поэтом, недавно прибывшим из литовского коммунистического подполья. Под впечатлением смерти и похорон Ленина я написал цикл стихов «Ленин умер». Поэт и позднее не раз возвращался к этой теме.

Чувства литовского народа к Ленину как творцу новой жизни проникновенно выразил в своих стихах В. Монтвила. Поэт изучал сочинения Ленина, переводил посвященные ему произведения Маяковского. В поэме «Путь большевика» Саломея Нерис подчеркивает связь исторического поворота в судьбе литовского народа о бессмертными идеями Ленина, вдохновившими лучших людей Литвы на борьбу за советскую власть.

В послевоенные годы ленинская тема еще глубже вошла в литовскую литературу. А. Венцлова, Т. Тильвитис, В. Вальсюнене, В. Мозурюнас и другие поэты посвящали Ленину свои стихотворения…

Эти и многие другие интересные факты о воздействии идей Ленина, его образа на литовскую литературу мы найдем в сборнике статей «Ленин в литовской литературе», подготовленном Институтом литовского языка и литературы. Это солидный коллективный научный труд, где освещены связи литовской литературы с идеями ленинизма. Издание это как бы продолжает разработку проблематики, начатой в подготовленном ранее тем же институтом труде «Великая Октябрьская социалистическая революция и литовская литература».

Книга открывается работой Р. Пакальнишкиса «Образ Ленина в литовской художественной литературе». Автор исследует эту тему в связи с процессом развития литературы. Он выявляет основные исторические закономерности этого процесса, и поэтому динамика литовской Ленинианы раскрывается особенно отчетливо.

На раннем этапе развития литовской Ленинианы Р. Пакальнишкис справедливо выделяет в качестве важнейшего момента преобладание революционной романтики, стремление поэтизировать Ленина в образах, близких к народному творчеству, что было характерно для других литератур народов СССР в первые послереволюционные годы. Саломея Нерис, воспевавшая Ленина, «шла по пути революционного романтизма, искала связи между легендой и человеком…».

Введенный С. Нерис в поэму «Путь большевика» символ солнца, пишет автор, надолго стал главным компонентом при создании образа Ленина.

На следующем этапе развития, отмечает Р. Пакальнишкис, идут поиски монументального решения образа вождя, которое иной раз приводило к помпезности.

«Помпезная торжественность» и прямолинейная лозунговость не могли удовлетворить читателя. В литературе последних лет, утверждает Р. Пакальнишкис в одной из лучших глав работы – «Ленин-человек», крепнет стремление воссоздать черты Ленина – человека и вождя. В этом отношении большую роль в литовской поэзии сыграл Э. Межелайтис, который одним из первых по-новому

осмыслил образ Ленина: «Мы любим его, простого человека. По-человечески просто и прекрасно любившего простого человека…» (стихотворение «Ленин», 1956; подстрочный перевод). Интересны и характерны искания молодого поэта М. Мартинайтиса, стремящегося раскрыть внутренний мир Владимира Ильича, проникнуть во взаимоотношения личности и истории.

В последнее время поэтов все больше привлекает тема «Ленин и ваша современность». «Цикл стихов Ю. Марцинкявичюса «Сегодняшний Ленин», – пишет Р. Пакальнишкис, – это сознательный ответ поэта на императив времени. По своей поэтичности и содержательности этот цикл не уступает талантливейшим произведениям поэтов других народов о Ленине… Созданный Ю. Марцинкявичюсом образ Ленина проникнут характерным для всего его творчества убеждением, что через страшнейшие бури и испытания мы пронесем мечту о светлом будущем и реализуем сокровеннейшие чаяния народа. Универсальная и цельная личность Ленина, соединившая в себе мысль и действие, стала для поэта воплощением позитивной деятельности и веры в будущее».

Ленинские идеи стали знаменем и путеводной звездой литовской советской литературы, вывели ее на путь крупных творческих побед.

И. Качюлис в статье «Ленинский принцип партийности в литовском советском литературоведении и критике» на конкретных фактах показывает важность этого принципа для формирования общественно активной критики, ратующей за новое, открыто связанное с освободительным движением искусство. И. Качюлис анализирует деятельность родоначальника марксистской эстетической мысли в Литве известного революционера В. Мицкявичюса-Капсукаса, который писал о классовом характере литературы и активно боролся против насаждаемой буржуазными литераторами идеи «единства нации», против их попыток внести раскол в рабочее движение. Разоблачая буржуазных писателей, прикрывавшихся принципами «беспартийности», «независимости» или «свободы творчества», В. Мицкявичюс-Капсукас еще в 1917 году писал, что декадентство буржуазной литературы как раз и показывает полную ее зависимость от буржуазного общества. В. Мицкявичюс-Капсукас, З. Ангаретис, В. Пранскус в своих статьях призывали писателей создавать идейную литературу, выражающую интересы трудящихся, борющегося за свои права пролетариата.

И. Качюлис показывает также роль таких передовых писателей и критиков, как П. Цвирка, К. Корсакас, Й. Шимкус, А. Венцлова, которые в условиях буржуазной Литвы выступали в защиту прогрессивной литературы, пропагандирующей демократические и антифашистские идеи.

В первый же год жизни Советской Литвы ленинский принцип партийности стал ведущей идеей литературоведения и критики. «Одна из главных проблем тогдашней критики заключалась в том, чтобы определить новый тин писателя, идущего с рабочим классом, борющегося за социалистический строй, по-марксистски понимающего развитие общества», – пишет И. Качюлис.

Особенно возросла роль писателя-борца в период Великой Отечественной войны. К. Корсакас горячо призывал литовских писателей с честью выполнить свой воинский долг, защищать свободу родины, «внести свой вклад в героическую борьбу Советского Союза, всего культурного мира, вступившего в смертный бой с фашизмом».

В послевоенные годы Коммунистическая партия Литвы, претворяя в жизнь постановления ЦК КПСС, много сделала для того, чтобы сплотить творческую интеллигенцию на марксистско-ленинской платформе, чтобы окончательно изжить тогда еще ощутимые проявления буржуазно-националистической идеологии и безыдейности. Борьба за партийность литературы стала главной и постоянной заботой послевоенной критики.

К. Корсакас, Й. Шимкус, А. Венцлова, Ю. Балтушис и другие подчеркивали в своих выступлениях и статьях, что коммунистическая партийность, существо которой составляют идеалы социализма, должна стать внутренней необходимостью для каждого советского писателя, исходным пунктом творческого процесса.

Еще в 1945 году на Первом съезде писателей Советской Литвы П. Цвирка говорил о важности марксистско-ленинского мировоззрения для советского писателя: «Весь вопрос во взглядах, то есть какую идейную, философскую основу заложит писатель в свое произведение, с каких позиций он будет смотреть». П. Цвирка призывал писателей смотреть на события в перспективе исторического развития. Именно овладение наследием ленинизма позволяет художнику «плестись не в хвосте всех великих прогрессивных идей, а быть в авангарде прогрессивного движения человечества».

И. Качюлис показывает в своей статье, как ленинский принцип партийности помог литературной критике выработать новые критерии для оценки литературы, верно решить проблемы эстетического идеала и положительного героя.

Автор стремится охарактеризовать и систему критериев сегодняшней литовской критики, ее связь с ленинскими принципами партийности и народности: «В современной критике и литературоведении идейность понимается не только как социально-политическое содержание, но и как отношение советского человека к жизни, его материальные и духовные интересы, вопросы этики и психологии. Сфера идейности литературы очень расширилась, она обнимает, можно сказать, все важнейшие гуманистические ценности, которыми на протяжении веков занималась мировая культура и которые в искусстве социалистического общества обрели новый облик и получили новую интерпретацию».

В статье Л. Гинейтиса «Некоторые вопросы литовского литературоведения в свете принципов ленинской методологии» анализируются труды по истории литовской культуры, созданные за годы советской власти. Автор пишет: «Ленинское понимание сущности и назначения искусства открыло литовскому литературоведению богатые перспективы. Многочисленные труды литовских литературоведов — это не только творческий шаг вперед, но и переход на качественно новую ступень в оценке литературы. Ленинская методология коренным образом изменила господствовавшие в литовском литературоведении в досоветский период методы безликого библиографического описания, узкой фактографичности, субъективной интерпретации литературы».

Л. Гинейтис широко затрагивает проблему взаимоотношения идейных воззрении автора и его творчества, говорит о неправомерности противопоставления мировоззрения и творчества художника. Он справедливо пишет о том, что, раскрыв величие и объективность Толстого как художника и одновременно – реакционность «толстовства», идей «непротивления злу насилием», обнажив кричащие противоречия великого писателя, Ленин не противопоставляет Толстого-художника Толстому-мыслителю. Для современного исследователя литературы подход Ленина к творчеству Толстого – великий методологический урок. «Жизнь доказала, что принципы марксистско-ленинской методологии являются надежнейшими ориентирами при оценке каждого литературного явления и истории литературы в целом», – пишет Л. Гинейтис.

В книге содержится обширный (более чем на двухстах страницах) библиографический указатель. В нем зарегистрированы произведения художественной- литературы и критики, публицистические статьи, мемуары, опубликованные на литовском языке, которые специально посвящены Ленину и в которых доминирует его образ. Хронологические рамки указателя – июнь 1940 – июнь 1969 года.

Библиография разбита на несколько разделов: «Оригинальная поэзия», «Переводы поэзии на русский язык», «Переводы поэзии на языки других советских народов», «Переводы поэзии на литовский язык», «Оригинальная проза», «Переводы русской прозы и драматургии на литовский язык», «Переводы прозы с других языков», «Публицистика», «Литературоведение и критика». Интересен раздел «Воспоминания живущих в Литве авторов о Ленине», охватывающий мемуары старых коммунистов, звавших Ленина, общавшихся с ним или видевших его. Составленная Д. Страукайте библиография дает исчерпывающую картину того, сколь велико значение Ленина для литовского литературного процесса.

Исследование «Левин в литовской литературе» не только обобщает обширный материал, касающийся связей литовской литературы с миром идей Ленина, характеризующий их влияние на творчество ряда выдающихся литовских писателей. Оно помогает проследить некоторые общие черты и закономерности развития многонациональной советской литературы и литературной науки.

г. Вильнюс

Цитировать

Склютаускас, И. Актуальная тема современности / И. Склютаускас // Вопросы литературы. - 1970 - №4. - C. 245-247
Копировать