№4, 1970/Обзоры и рецензии

Эстетика революционной правды

Васил Колевски, Ленин за литературата, «Български писател», София, 1968, 170 стр.

За последнее время болгарские издательства выпустили немало книг, посвященных великой ленинской теме. Книга Басила Колевского «Ленин о литературе» занимает среди них заметное место. Ее автор известен и среди болгарских, и среди советских литературоведов как исследователь, более двух десятилетий изучающий проблемы партийности литературы, социалистического реализма, влияния советской литературы и советской эстетической мысли на творчество болгарских писателей. Все эти вопросы подняты В. Колевским и в его последней книге.

Первая ее часть, озаглавленная «Великие ленинские принципы», посвящена ленинской концепции литературы, которую автор рассматривает как новый, высший этап развития эстетической и критической мысли человечества.

Эстетические взгляды Ленина, отмечает автор, являются важным звеном революционного марксистского учения, поднявшегося в ленинских трудах на новую, соответствующую великим историческим преобразованиям XX века, ступень. В области эстетики ленинизм опирался не только на завоевания марксистской мысли XIX века, но и на национальную традицию русской революционной демократии. Не случайно В. Колевски вспоминает в этой связи известное положение книги «Что делать?»: «….Роль передовоео борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией, А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература…» 1

Никто из современных Ленину деятелей и руководителей социалистического движения не понимал так глубоко, как он, огромной роли литературы в деле социального переустройства общества.

Эта мысль особенно удачно подкрепляется в книге анализом деятельности Ленина и Горького в период революции 1905 года, когда четко обозначились «задачи, которые жизнь ставила перед литературой. «Теоретическое обоснование этих задач дано в статье Ленина «Партийная, организация и партийная литература», – резюмирует В. Колевски. – В творческой практике разрешение этих задач мы находим в произведениях Максима Горького и близких к нему писателей».

Статье «Партийная организация и партийная литература» автор уделяет в своей работе большое внимание, исходя из того, что статья эта лежит в основе современной социалистической эстетики и является «продолжением и развитием основных взглядов Маркса и Энгельса по этим вопросам в условиях империализма и пролетарской революции, в условиях переходного периода от капитализма к социализму».

В. Колевски питает о том, что статья «Партийная организация и партийная литература» впервые ставит во всем ее значении задачу создания литературы, «открыто связанной с пролетариатом», что литература, когда она выполняет историческую миссию служения «миллионам и десяткам миллионов трудящихся», не только обогащает революцию, но и обогащается революцией, что принцип партийности литературы вытекает из самого существа марксизма и что идея партийности литературы и искусства, несомненно, центральное звено всей ленинской эстетической концепции.

Осмысляя вопросы, поставленные в статье Ленина, В. Колевски обращается к творчеству Льва Толстого, Короленко, Куприна, Горького, Маяковского, Алексея Толстого, Федина, Леонова, Шолохова, Бедного, ряда европейских писателей, а также к произведениям болгарских писателей: Веселина Ханчева, Крума Волкова, Йордана Йовкова. Вывод В. Колевского, подтвержденный убедительным анализом большого литературного материала, гласит: все, о чем сказано в статье «Партийная организация и партийная литература», актуально, действенно, имеет первостепенное значение и в наши дни.

Далее В. Колевски отмечает различия в проявлении коммунистической партийности в науке, в философии и искусстве. «Более того, – пишет В. Колевски, – даже в рамках самого искусства, в зависимости от специфики различных родов и жанров, открытая партийная позиция художника проявляется различным образом». Это одно из важнейших ленинских положений, проверенных жизнью, и недооценка или недопонимание его «ведет к грубым проявлениям вульгарного социологизма и к крупным поражениям в литературе, литературной критике и эстетике».

Не менее важное значение автор придает и другому положению Ленина: «Мы хотим создать и мы создадим свободную печать не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от капитала, свободы от карьеризма; – мало того: также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма» 2.

Процитировав ленинскую мысль, В. Колевски многими примерами показывает ее актуальность для нашего времени, ее основополагающий характер для современной марксистской литературной критики и марксистской эстетики, противостоящей как открыто буржуазным, так и ревизионистским концепциям литературы.

Заключает первый раздел своей книги В. Колевски анализом ленинской теории отражения, без которой, как пишет автор, «мы теперь не можем представить себе ни одного серьезного научного исследования по вопросам эстетики, литературоведения».

Во втором разделе книги автор освещает утверждение ленинских принципов в болгарской литературе.

Отмечая, что на рубеже XIX и XX веков началось проникновение в Болгарию первых трудов Ленина и что через Болгарию проходил один из каналов доставки в Россию «Искры», В. Колевски связывает подлинное торжество марксизма-ленинизма в Болгарии с победой Октябрьской революции. «Невозможно перечислить заглавия всех книг, речей, статей, докладов Ленина, которые публиковались в Болгарии, – пишет В. Колевски. – Все сказанное или написанное Лениным, что тем или другим путем достигает Болгарии, появляется в партийной печати». Но коммунисты Болгарии не ограничивались только переводом и перепечаткой произведений Ленина. В. Колевскп анализирует работы, утверждающие ленинские принципы партийности и партийного руководства литературой и искусством, и в первую очередь статью Г. Димитрова «По какому пути». Эта статья во многом явилась результатом личной встречи болгарского революционера с Лениным и изучения Г. Димитровым ленинских трудов. В. Колевски рассматривает также работы Г. Бакалова, Т. Павлова, И. Бадева, Е. Езерова, Х. Радевского.

Заключительные страницы книги автор посвятил краткой характеристике новой болгарской литературы – литературы, возникшей после 9 сентября 1944 года, литературы, в которой жизненная правда и коммунистическая идейность сливаются в единое художественное целое.

  1. В. И. Левин, Полн. собр. соч., т. 6, стр. 25.[]
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., N. 12, стр. 102.[]

Цитировать

Опульский, А. Эстетика революционной правды / А. Опульский // Вопросы литературы. - 1970 - №4. - C. 251-256
Копировать