В кабинете

Владимир Иванович Новиков

Ответы писателя и ученого на вопросы редакции
Владимир Новиков - 1948, доктор филологических наук, профессор. Автор книг: «Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове» (1988; в соавторстве с В. Кавериным), «Книга о пародии» (1989), книг прозы «Роман с языком» (2001) и «Любить!» (2007), книг в серии «ЖЗЛ»: «Высоцкий» (2002, 7-е изд. — 2013) и «Александр Блок» (2010, 2-е изд. — 2012) и др., а также множества статей о русской литературе XX-XXI веков.

Над чем вы в последнее время работаете (книги, статьи, курсы, проекты, конференции и т. д.)?

Готовлю свои ЖЗЛовские книги к переизданию. В «Высоцком» переделываю главу «Vita nuova» — о посмертной судьбе поэта. Он все молодеет, а в высоцковедении многое устарело. Вместе с тем необходимо отразить новейшие споры, чтобы книга была up-to-date. Книгу о Блоке надо кое-чем пополнить к предстоящему в 2021 году столетию со дня его смерти. И в маленького «Пушкина» вношу маленькие поправки.

Приходится думать о седьмом издании «Словаря модных слов». Появились и словечки новые, и писатели, у которых есть свой «роман с языком». Стараюсь, чтобы иллюстративная часть словаря давала читателю некоторое представление о языке современной прозы и поэзии.

В 2020 году исполнится сто лет со дня рождения Михаила Викторовича Панова. Написал о нем уже немало, в том числе статью для готовящегося второго тома биобиблиографического словаря «Русские литературоведы ХХ века» (под редакцией О. Клинга и А. Холикова). Сделал доклад о Панове-пушкинисте, пишу доклад о Панове-критике. Надеюсь, в юбилейном году ко мне присоединятся и другие исследователи.

Вместе с Е. В. Шарыгиной (Лизой Новиковой) хотим написать учебник литературной критики. Его очень не хватает, все существующие пособия безнадежно устарели. Хотим сделать книгу, которая бы не поучала (чем особенно любят заниматься литературоведы без реального критического опыта), а помогала начинающим зоилам (в том числе блогерам). Это будет не инструкция, а портрет профессии. Хочется показать, что критика — это не «Хронотопы в романах Водолазкина» и не «Пять книг, которые стоит взять с собой в отпуск», а самостоятельная эстетическая рефлексия на животрепещущем материале, смелое соавторское толкование «месседжа» произведения. Критик в России — не пыльный ученый-педант и не ушлый знаток рыночной конъюнктуры, а мыслитель и художник. Нам обоим хочется вложить в эту работу все, чему научила каждого из нас жизнь в профессии.

Какие работы или выступления коллег привлекли ваше внимание в последний год?

В 2019 году исполнилось сто лет со дня смерти Василия Васильевича Розанова. И в этом году в Германии вышел двухтомный (1072 страницы) труд Райнера Грюбеля «Wassili Rosanow. Ein russisches Leben vom Zarenreich bis zur Oktoberrevolution» («Василий Розанов. Русская жизнь от царской империи до Октябрьской революции»). Это жизнеописание, над которым автор работал добрую четверть века, значительно обгоняет российское розановедение — и своей обстоятельностью и, главное, современностью мышления. Здесь, в частности, исследован розановский замысел книги о любви «Тайна», осмыслена переписка Розанова с Флоренским и описана ее рецепция за границей. Вообще диалог Розанова с ведущими русскими философами-современниками впервые показан с такой полнотой. Что мне здесь особенно близко — это раскрытие в розановской личности и в розановском наследии поэтического начала. Оно выявлено не только аналитически, но и литературно, в композиции и стилистике самого биографа. Начало книги — описание смерти героя — перекликается с трагическим финалом. Так же строится каждая глава: начальная фраза повторяется в конце: скажем, в десятой главе, посвященной нелегкому «еврейскому вопросу» это такая сентенция: «Jeder straft sich selbst am besten» («Сильнее всего каждый наказывает себя сам»).

Розанов во всей его трагической сложности и смысловой полноте нужен мировой культуре. В этом убеждает книга Р. Грюбеля, написанная по принципу «личность о личности».

Другое важное событие 2019 года — книга Николая Богомолова «Бардовская песня глазами литературоведа». Это итог полувековой исследовательской деятельности автора, явившегося, по сути, основоположником науки об авторской песне. Здесь проведена четкая граница между песней самодеятельной и авторской (что подкреплено опытом личного участия в движении КСП), выявлены фольклорные источники жанра. А ядро книги — раздел об Окуджаве, Высоцком и Галиче. Мне, предложившему некогда аббревиатуру ОВГ для обозначения трех главных бардов-классиков, приятно было увидеть столь основательное и глубокое историческое и эстетическое осмысление песен этой «троицы».

О еще двух значимых книгах 2019 года (А. Арьев о петербургской поэзии, Н. Малыгина о Платонове и его литературной среде) мы с Лизой Новиковой уже написали рецензии для «Вопросов литературы».