Легкая кавалерия № 6 2021 при разности тем и мнений имеет общий смысл. Это попытка понимания уже наступившего, но еще не изведанного, не отрефлексированного. Лейтмотив ее — всматривание в новое, диверсификация литературы и критики. Открывает выпуск статья Константина Комарова об Александре Еременко — одном из многих, кто пришел, чтобы стать новым, но был одним из немногих, кто не декларировал, а действительно писал во всю силу открывавшейся ему новизны мира и взгляда на мир.
Об Александре Еременко; о том, куда уходят критики и откуда они могут появиться (но лучше не надо); о Глебе Капустине и интернет-троллинге; о психоанализе, Лакане и Кирилле Рябове; о том, как женщины формируют гендерное неравенство в литературе и делают из мужчин великих писателей; о мире без художественной прозы, а также о многом другом.
Бывает время разбрасывать камни…
Три года мы наблюдали за тем, как ими перебрасываются в сетевом пространстве, оценивая точность/неточность чужого броска. В текущем выпуске мы не смогли удержаться от искушения еще раз поучаствовать в этом увлекательном процессе.
И хватит! Три года большой срок, чтобы измениться и заметить изменения, которым и мы способствовали в меру сил. Подводя итоги более чем трехлетней работы, можно сказать, что «Кавалерия» создала новый формат современного критического высказывания — многовекторного, многоаспектного. «Я» критика при таком подходе не размывается, напротив, упрочивает свою субъектность, но за счет множественности этих «я» текст «Легкой кавалерии» отражает литературную ситуацию свободно и объективно.
«Кавалерия» выступила против косной, почти советской системы, предъявлявшей читателям одного главного критика, одно главное издательство и пару главных книг года. Зафиксировала утрату премиальным процессом институциональной значимости. Подвела итог десятилетиям конвульсивного деконструирования/приращения смыслов. Была непримиримой, бесстрашной, острокритичной.
Ключевое слово нынешнего выпуска и его критическая цель — пустота. Разочарование в быстрой череде мелькающих кумиров, легковесность «манифестов», несостоятельность молодого поколения, на которое делают ставку как на новую русскую литературу. Молодежь, обновление — всегда хорошо, но где оно? А бороться с пустотой брюзжанием бесперспективно. «Сварливый старческий задор» противопоказан нашей команде. Молодой? Не будем кичиться паспортными данными, этим достоинством козыряют слишком часто и многие. «Кавалерия» меняет курс. Не считая нужным гоняться по сетевому пространству за собранием литературных насекомых##А. С. Пушкин: «Мое собранье насекомых / Открыто для моих знакомых…»##, отныне мы делаем полемику маргинальной целью, а откликаться хотели бы на то, что готовы поддержать, — книги, имена, даже отдельные мысли и стихотворения. В приоритете высказывание по конкретным поводам, рецензионное в своей основе, но по сути — философское, социальное, эстетическое размышление и впечатление… Пришло или не пришло время собирать камни, но мы хотим его поторопить.