Легкая кавалерия/Выпуск №9, 2021

Роман Сенчин

О капиллярах литературной жизни

Недавно я побывал во Владивостоке на фестивале «Литература Тихоокеанской России». Фестиваль молодой, проводился в четвертый раз. 

Приглашения на литературные фестивали и книжные выставки я всегда принимаю с радостью. Участие в них наверняка важнее не моим реальным или потенциальным читателям, а мне. Хотя за три, четыре дня, за неделю мало что можно увидеть, понять, но тем не менее благодаря таким поездкам Россия для меня становится все больше и разнообразнее. Очередной город перестает быть просто кружочком на карте, он оживает.

Очень хорошо, что число литературных фестивалей, конкурсов и премий в регионах страны растет. Перечислю некоторые. Фестиваль «КУБ» и конкурс имени Игнатия Рождественского в Красноярске, премия имени Александра Левитова в Липецке, фестивали имени Алексея Бельмасова в Ленинске-Кузнецком, имени Михаила Анищенко в Самарской области, премия Федора Абрамова в Архангельске, фестиваль имени Алексея Решетова в Березниках, премия «Дальний Восток» имени Владимира Арсеньева, фестиваль «Мы выросли в России» в Оренбурге, фестиваль «Читай, Ижевск!»… Продолжать, к счастью, можно долго. 

Съезжаются на них, нередко за свой счет, участники из самых разных областей, краев, республик. Кажется, возникает тенденция — литературное путешествие. 

Многие фестивали и премии носят имена писателей, причем не только широко известных. По сути, они возвращают нам несправедливо полузабытых или забытых поэтов, прозаиков, очеркистов, а для многих открывают их творчество. Отрадную картину наблюдал я в пансионате на берегу Волги — молодые поэты после семинаров обсуждали стихи Михаила Анищенко, наизусть читали их.

Нынче любое высказывание, особенно в положительном ключе, вызывает волну критики, а то и ругани. Скорее всего, обругают и эту мою заметку. И все же я посмею утверждать, что фестивали, семинары, премии — это капилляры литературной жизни. 

Писатель не должен быть медийной фигурой, но встречи со своими читателями или теми, кто интересуются современной литературой, необходимы. Взаимополезны.

В программе фестиваля во Владивостоке было заявлено мое выступление о Борисе Екимове. Мне хотелось поделиться своими впечатлениями о произведениях этого писателя — автора настоящей художественной летописи Задонья. 

Вскоре мой монолог перерос в разговор с пришедшими. Среди них была преподаватель местного вуза. Она рассказала: одна из ее студенток призналась, что, прочитав рассказы Екимова, стала замечать людей вокруг, здороваться не механически, а искренне, желая здоровья; стала видеть деревья, небо, птиц, вообще обращать внимание на мир вокруг. 

Да, екимовская проза действует именно так. И мне захотелось написать рассказ о том, как современный молодой человек меняется благодаря Екимову. 

Вообще участие в подобных фестивалях, семинарах дарит немало сюжетов. Уверен, что не мне одному.