№6, 1966/Литературная жизнь

«Журнал в журнале»

В октябре прошлого года был значительно увеличен объем журнала «Звезда Востока», выпускаемого на русском языке в Ташкенте. Изменение «толщины» издания, естественно, привело к перестройке его структуры. В частности, заметно повысился удельный вес литературно-критических материалов, резко возросло количество и качество публикуемых статей. В этой связи республиканская газета «Правда Востока» недавно отметила, что в «Звезде Востока» обрисовались контуры «журнала в журнале» – младшего собрата московских «Вопросов литературы». Эта оценка, разумеется, не является исчерпывающей характеристикой раздела критики. Вместе с тем она говорит о серьезных переменах в его облике.

Прежде всего видное место заняли на страницах журнала проблемы, эстетики. Статьей А. Наумова «Литературная теория и законы воспитания» (1965, N 11) была открыта интересная дискуссия, итоги которой еще не подведены. Автор статьи высказал ряд остроумных, во многом справедливых суждений о природе образа и специфике его бытования в различных видах искусства, о комическом и трагическом, о рассказе и новелле. Но пафос статьи состоит как раз не в исследовании тех или иных феноменов литературного ряда, а в поисках «пропорции» между художественным явлением, с одной стороны, и реальным фактом, а также читательским или зрительским восприятием – с другой. Стало быть, тема статьи может пониматься шире: искусство как отражение действительности и как ее активный преобразователь. Опираясь на анализ конкретных произведений (в частности, выделяя в лирике образы зрительные и умозрительные, в малой прозе – сюжеты конфликтные и бесконфликтные), А. Наумов полагает весьма важным для искусства принцип удвоенного восприятия.

В споре с А. Наумовым авторы последующих статей (Вс. Вильчек и В. Давыдов в N 1 за 1966 год, Н. Малахов в N 2) широко прибегают к примерам из различных сфер искусства – вплоть до музы N 11, телевидения.

Цитировать

От редакции «Журнал в журнале» / От редакции // Вопросы литературы. - 1966 - №6. - C. 245-245
Копировать