№1, 1968/Зарубежная литература и искусство

Швейцария в литературе

«Unbewältigte schweizerische Vergangenheit», «Die Weltwoche», 1966, 11/III, 25/III, 1/IV, 22/IV.

На страницах цюрихского еженедельника «Ди Вельтвохе» весной 1966 года развернулась оживленная дискуссия о «присутствии» Швейцарии в произведениях современных швейцарских авторов, пишущих на немецком языке. Начало дискуссии положил Макс Фриш. В статье «Непреодоленное швейцарское прошлое», опубликованной сначала в журнале «Нейтралитет», а потом перепечатанной в «Ди Вельтвохе», он подверг резкой критике литераторов, отворачивающихся от «политической реальности» Швейцария.

«В какой мере швейцарское прошлое, годы 1933 – 1945 отразились в нашей литературе?» – спрашивает М. Фриш. И отвечает: «Если не считать самовосхвалений, которые пишутся, но никогда не становятся литературой, то окажется, что наша страна еще не стала темой швейцарской литературы». Далее писатель поясняет свою мысль: «…Мы не занимаемся виной. Если вина – так всемирная или индивидуальная, но ни в коем случае не вина страны. А разве такой нет?.. Разве Швейцария не трагическая тема?» М. Фриш протестует против того, чтобы писатель, критикующий общественные порядки буржуазной Швейцарии, объявлялся «психопатом», который переносит свой «личный кризис», свою «озлобленность» больного индивида на здоровое общество. Он требует вдумчивого, реалистически достоверного анализа недавнего прошлого страны, ратует за обращение к актуальным социально-политическим проблемам.

Сейчас Швейцария, как никогда, богата литературными талантами, пишет М. Фриш. Но молодое поколение писателей по преимуществу аполитично. Главное, что интересует молодых, – это повествовательная техника, Швейцария «присутствует» в их произведениях не как тема, а лишь как декорация. Проблема родины, волновавшая ранее писателей старшего поколения, оставляет их равнодушными. Что же произошло? – спрашивает М. Фриш, «разве наша страна перестала быть объектом литературы?» Закончив свое выступление вопросом, М. Фриш пригласил своих коллег продолжить дискуссию.

Первым из представителей молодого поколения откликнулся Отто Ф. Вальтер, творчество которого пользуется в современной Швейцарии широкой популярностью. Выступая от имени молодых, О. -Ф. Вальтер взял на себя смелость заявить, что для них вопросы, поднятые в статье М. Фриша, несущественны и второстепенны. Не политическое прошлое и настоящее Швейцарии должно волновать писателей, считает О. -Ф. Вальтер, а прежде всего проблемы художественной формы. «В наши дни литература всей своей сущностью, в каждом предложении подвергает сомнению то, что ее окружает. Она является критикой. И в этом смысле она политична». Подобная эстетическая программа позволяет писателю допускать выпады против «завербованной литературы» и социалистического реализма.

О. -Ф. Вальтер не ограничился отказом признать политику объектом искусства. Исходя из того, что Швейцария не едина в национальном отношении, он поставил под сомнение само существование Швейцарии как страны суверенной в духовном отношении.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1968

Цитировать

Седельник, В. Швейцария в литературе / В. Седельник // Вопросы литературы. - 1968 - №1. - C. 129-131
Копировать