№1, 1975/Хроника

Проблемы литератур Дальнего Востока

Этой теме была посвящена VI всесоюзная конференция, состоявшаяся в прошлом году в Ленинграде и организованная Институтом востоковедения АН СССР (ИВАН), его Ленинградским отделением (ЛОИВАН) и Восточным факультетом ЛГУ. В конференции приняли участие представители семнадцати учреждений Москвы, Ленинграда, Читы, Владивостока, было прочитано сорок четыре доклада, сверх того, больше десяти представлены в виде тезисов. Здесь говорили прежде всего о современной литературе, однако касались и литературы средневековой (составляющей цвет дальневосточной классики), фольклора и древней литературы. Так, Г. Михайлов (ИВАН) сделал доклад «Мифы в исторических сочинениях монголов», и эту тему нельзя назвать чисто академической, поскольку элементы мифологии встречаются в произведениях монгольской литературы и в новейшее время. С. Неклюдов (ИМЛИ) затронул в своем докладе некоторые проблемы знаменитого сказания о Гэсэре. Сообщение К. Яцковской (ИВАН) как бы дополнило выступление Г. Михайлова и С. Неклюдова. Оно было посвящено старым и новым монгольским народным песням, записанным ею у одного из известнейших сказителей МНР Г. Даваажия. Доклад Е. Новик (Союз композиторов СССР) «Предание о Нишанской шаманке» в сопоставлении с обрядовым фольклором Сибири» касался одного из наиболее значительных произведений маньчжурской литературы, принадлежащего к распространенному в мировых литературно-фольклорных традициях типу «путешествий» («хождений»). В связи с этим докладом выступавшие справедливо говорили о необходимости развивать маньчжуристику.

Напротив, китаеведение развивается активно, и не удивительно, что большинство докладов на конференции было посвящено Китаю. Б. Рифтин (ИМЛИ) говорил об особенностях словесного портрета в древнекитайской литературе. Он показал, что для наиболее архаичных китайских героев характерен зооморфный облик, который постепенно очеловечивается, становится менее статичным. Л. Померанцева (Институт стран Азии и Африки при МГУ) рассмотрела эпистолярный стиль античной литературы Дальнего Востока на материале «Апологии» Сыма Цяня, то есть письма отца китайской историографии своему другу Жэнь Аню. Сравнивая «Апологию» со знаменитыми «Историческими записками» того же автора, докладчик подчеркнул общественно-политический пафос обоих произведений и вместе с тем их различия. Другой доклад, Л. Позднеевой (МГУ), был посвящен трагическому и первым попыткам его осмысления в Китае. По мнению автора, конфуцианская интерпретация трагедийного по существу снимала проблему трагического в искусстве, но китайская эстетика отнюдь не ограничивалась конфуцианской, поэтому оригинальное понимание трагического возникло и у Сыма Цяня (II – I вв. до н. э.), и у многих других китайских литераторов.

С интересом был заслушан доклад И. Лисевича (ИВАН), который рассмотрел древнекитайские мифы под углом зрения гипотезы о космических пришельцах. Естественно, что этот доклад вызвал бурные прения, но выступавшие говорили о богатстве мыслей и источниковедческой основе доклада.

Весьма полную картину литературы можно было воссоздать по докладам, посвященным китайскому средневековью. В сообщении «Философия даосизма и творчество Жуань Цзи» молодой синолог из МГУ В. Малявин впервые показал интереснейшего поэта III века. Появление первых серьезных китаистов-литературоведов в Дальневосточном университета (ДВГУ) было подтверждено докладом Т. Томихай «Некоторые наблюдения над рифмой и ритмом в стихах Юй Синя (513 – 581)». Докладчик говорил о том, что уже в VI веке для китайского стихосложения, помимо других компонентов, важную роль играло чередование музыкальных тонов, обычно относимое к более позднему времени. Проанализировав различные тонические схемы, Т. Томихай пришла к выводу, что Юй Синь и его современники во многом предвосхитили знаменитых поэтов танской эпохи.

Цитировать

Семанов, В. Проблемы литератур Дальнего Востока / В. Семанов // Вопросы литературы. - 1975 - №1. - C. 302-306
Копировать