№7, 1969/В шутку и всерьез

Не повторяйте сказанного

Французские писатели Ги Вештель и Жан-Клод Карьер четырнадцать лет работали над составлением словаря «глупостей и ошибочных суждений». Как пишут Ги Бештель и Жан-Клод Карьер, читая в день по 20 книг, они отобрали всего 6 тысяч текстов, из которых в словарь вошли только 2500 высказываний по самым различным вопросам. Авторы словаря считают, что ошибки, заблуждения, глупости помогают нам изучить эпоху, ее нравы, вкусы.

Мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с суждениями, касающимися искусства и литературы.

О БОДЛЕРЕ

Что это будет за общество и что это будет, за литература, которые признают Шарля Бодлера своим поэтом?

(А де Понмартин, «Ревю двух миров», август 1861 года.)

Очень скверный поэт, который оставил нам прекрасную критику.

(Морис Леблон, «Ревю любителей природы», май 1900 года.)

О БОМАРШЕ

По поводу «Женитьбы Фигаро»: «Это отвратительно. Ее никогда не будут играть».

(Людовик XVI)

О ВИЙОНЕ

Поэт, чья жизнь и писания оскорбляют равно как мораль, так и религию и цинизм которого посягает на все, что есть святого на земле, должен издаваться не иначе, как со строгими оговорками, дабы уберечь последующие поколения от его дурного влияния.

(Эдуард Меннеше, «Полный курс современной литературы», 1862 год.)

Об А. де ВИНЬИ

От этого Виньи не останется ничего, кроме глупости и фатовства, над которыми будут смеяться потомки.

(Жан-Поль Вьенне, «Дневник», 1829 год.)

О ВОЛЬТЕРЕ

Больше всего меня удивляют не его книги, а то, что они находят много читателей и даже почитателей среди людей, претендующих на остроумие.

(Аббат Гийон, 1759 год.)

Не стоит судить его творения слишком строго: они не выдержали бы серьезной критики. В «Кандиде» нет ни сюжета, ни плана, ни глубокомыслия, ни тех ярких красок, которые мы находим у некоторых английских романистов того же века.

(Гримм, «Литературная переписка», март 1759 года.)

О ГЁТЕ

Гёте и Шиллер – великие, но чересчур захваленные поэты. Сколько фальшивых бриллиантов и сколько свинца в их золотой оправе!

(Камил Сент-Саенс, «Эхо Парижа», сентябрь 1914 года-)

Об АКТЕРАХ

Когда вы плачете в театре – это в вас плачет обезьяна. Тальма, Рашель, Кин, Росси, Сара Бернар только и делали, что копались в человеческой натуре, чтобы разбудить и вытащить на поверхность этого зверя, а затем, схватив его за четыре лапы, со всего размаха выбросить на сцену, на всеобщее обозрение.

(Филадельф Горилла, «Человек, вырождающаяся обезьяна. Заметки и впечатления об обезьянен, 1893 год.)

О БАЙРОНЕ

Гений Байрона, по правде говоря, кажется мне просто глупым.

(Луи Вейо, «Свободные мыслители», 1848 год.)

О БЕРЛИОЗЕ

У господина Берлиоза не только нет никаких музыкальных мыслей, но если даже какая-нибудь ему и приходит случайно в голову, он не умеет ею воспользоваться.

(Поль Скудо, «Музыкальная критика и литература», 1850 год.)

О БЕТХОВЕНЕ

В Девятой симфонии я вижу новое доказательство тому, что у Бетховена полностью отсутствует эстетическое воображение и чувство прекрасного.

(Луи Спор, 1861 год.)

Бетховен для меня всегда был все равно, что мешок с гвоздями, по которому время от времени ударяют тяжелым молотком.

(Джон Раскин, «Переписка», 6 февраля 1881 года.)

О ВЕНЕРЕ МИЛОССКОЙ

Как Венера Милосская, она подняла свою белую и блестящую руку, словно высеченную из каррарского мрамора.

(Жюль де Кастин, «Пресса», 7 октября 1888 года.)

О ГЕНИИ

Все гениальные люди любят иметь какую-нибудь забавную особенность.

Цитировать

От редакции Не повторяйте сказанного / От редакции // Вопросы литературы. - 1969 - №7. - C. 238-245
Копировать